Романсы филфака СПбГУ. Наконец — и запись.

This post was written by Синий Вечер on Февраль 25, 2018
Posted Under: литература,русский язык

Николай Гуськов, тогда — студент филфака, ныне — доцент филфака.
Николай Гуськов

1. Романс о любимой фонеме
На мелодию «На заре ты её не буди»
(мог быть сложен только на питерском филфаке, естественно. Какая именно фонема? А вот вам полное описание, да и спор Щербы с Аванесовым, то есть питерской и московской фонологических школ, тоже известен).

Непередний ряд, верхний подъём
Занавескою нёбной прикрыт.
Лингвистически значимым сном
Там фонема любимая спит.

Корреляции ей не страшны,
Оппозициям чужд её дух,
Аллофоны её так нежны,
Так ласкают бинарностью слух.

Хоть в интимной связи состоит
Она с некой фонемой иной,
Но готовы всю кровь мы пролить
За неё в поединке с Москвой.

Выполняя уЩЕРБный завет
Академика, милого нам,
Мы нести аванесовский бред
Не позволим грядущим векам.

Пусть шумят аллофоны в груди
На заре у фонемы фонем,
О москвич, ты её не буди,
Коль не хочешь уснуть насовсем!

2. Николай Гуськов
Реквием казанской, ленинградской и пражской лингвистическим школам

На мелодию «Орлёнок, орлёнок»

Лингвисты, лингвисты, кто нынче смеётся?
Смеяться теперь не резон.
Навеки умолкли весёлые хлопцы —
Щерба, Трубецкой, Якобсон.

Писали повесы фривольно чертовски,
Синтактиком Шахматов был,
Потом от него заразился Пешковский
И, словно Распопов, почил.

В МОПРяЛе о сале читают доклады,
Им всем не до наших потерь.
Машинами книги читал Виноградов,
А кто их читает теперь?

Громилы, дебилы пробрались в Публичку,
Занятья для них — перекур.
Их дикое ржанье сочтёт неприличным
И сам футурист Винокур
(в повторе — и сам Фердинанд де Соссюр).

Гавранек, Гавранек, мой верный товарищ,
Ты дольше, чем прочие, жил.
Мы думали, пышно столетие справишь,
А ты, скупердяй, обломил!

Лингвисты, лингвисты, хоть рядом измена,
Во всём есть своё куртенэ.
Когда налакаюсь я до бодуэна,
То жизнь возвратится ко мне.

3. Николай Гуськов
Романс Ера к ново-акутовой интонации. Посвящается 862-й годовщине падения редуцированных.

На мелодию романса «Капризная, упрямая»

Капризная, упрямая,
Откуда Вы взялись?
Зачем с ужасной драмою
В мою вломились жизнь?
В системе фонетической
Всё так прекрасно шло,
В порядке идиллическом,
И вдруг Вас принесло…

Прошу Вас,
Уйдите,
Уйдите скорееей

Мы были в дистрибуции,
Был релевантен ряд,
А Вы, как революция,
Смешали всё подряд.
Согласные сплотилися,
Закрылся слог вконец,
И пропускать без милости
Нас с «ерем» стал писец,

И стал нас
конта-
мини-ровать!

Вы шепчете таинственно:
«Мой юноша глухой!
Ты у меня единственный,
Один ты лишь такой!»
Но Вами редуцирован,
Я пал, простерт, в пыли,
Уж боле не маркирован.
Зачем же Вы пришли?

Прошу Вас,
Уйдите,
Уйдите скорееей!

4. Николай Гуськов
Ангелята

На мелодию песни Вертинского «Ангелята»

Куплеты исполняются гнусным голосом под-Вертинского, а припев — мощными басами червонопрапорного казачьего хора.

У меня завелись ангелята,
Я назвал их langage и parole,
И не надобно мне коррелята,
Чтоб понять их актантную роль.
Всё в семантике амбивалентно, —
Эксплицировал Сепир и Уорф, —
Эмфатично и супрасегментно,
Аллолекс, аллофон, алломорф…

Эти процессы активные мои
Архиэкспрессивны — так считал Балли!
(bis)

Я для них парадигму построил
И в контекст релевантный включил,
Дериват мне недорого стоил,
Благо Лотман бесплатно всучил.
И во все маргинальные ниши
Эксплицировал — где сирконстант,
Где концепты Билинкиса Миши,
Где объектно-субъектный актант…

Связи дискурсивные замкнутых структур
Коммуникативные — так учил Соссюр!
(bis)

Я нарочно отправился в Тарту,
Чтобы там разыскать десигнат,
Я доверил учёному Барту
Спедалировать код ангелят.
Весь кружок лингвистический пражский
В оппозиции с ними играл,
Для малюток по блату на Пряжке
Образцовую няню достал…

Билатерален поставленный вопрос,
Интертекстуален, словно Леви-Стросс!
(bis)

На крестины сошлись референты —
Сотни интеллигибельных лиц,
И Успенский стал реципиентом
Вместе с Зарой Григорьевной Минц.
Но, подвергнуты изоморфизму,
Ангелята исчезли мои —
Плод взлелеянной структурализмом
Имманентно-системной любви…

Где не синтезируешь — это не беда,
Там деструктурируешь, пишет Деррида!
(bis)
https://drive.google.com/file/d/1ijZRZAGBXmJ4vKizoKKf0XkgTcEDl6FX/view

Comments are closed.