Смысл еврейских календарных постов

This post was written by Синий Вечер on Январь 2, 2018
Posted Under: еврейские праздники и памятные дни

определяется двумя концепциями: цикличности времени и самостоятельной сущности, силы времени.
Объяснения «на голодный желудок мы лучше скорбим и раскаиваемся» придуманы задним числом и очевидно эмпирически неверны. А дело в том, что предполагается, что некая сущность — скажем, 9 число месяца ав — зарядилась злом оттого, что в этот день случилось великое зло (в данном случае — евреи отказались идти в Землю Обетованную). Поэтому впоследствии каждый раз, когда наступает девятое ава, этот заряд зла может разрядиться в нас молнией.
Но над цикличным временем стоит Бог, и Он решает, когда замыкать контакты и запускать разряд, а когда нет. Чтобы предотвратить разряд зла, мы должны сами себя наказать: тогда Бог сочтёт, что в этом году мы и так страдаем, и отложит выпускание на волю заряда зла. Самый простой способ самим себя наказать — это лишить себя еды и питья и при этом взывать к Богу.
Йешаягу говорил, что если мы поступаем так, но при этом сами творим зло — автонаказание не поможет, мы разгневаем Бога и Он выпустит в нас молнию темпорального зла, стоящую наготове.
В мишнаитские времена прибавилась дополнительная идея: в день, чреватый злом, нужно совершить богоугодное деяние. А поскольку тело само по себе в мишнаитском мировоззрении (как и вообще в ближневосточном мировоззрении эллинистической и римской эпохи) есть зло, нужно это зло как-нибудь побить: например, лишить тело еды и питья, а в некоторых случаях — и других удовольствий. Считалось, что такая временная победа над телом доставляет Богу удовлетворение. Отсюда концепция искупительных постов.

Comments are closed.