Разделить тепло души с другим евреем

This post was written by Синий Вечер on Ноябрь 2, 2017
Posted Under: VaYeira,Вайера,Вайеро

Канун Шабос главы «Вайеро»
14 хешвона 5778 года / 3 ноября 2017 г.

С Б‑жьей помощью в ближайшие дни я поеду на Всемирный конгресс посланников Любавического Ребе, большинство участников которого служат раввинами еврейских общин в разных городах по всему миру. Как и каждый год в течение последних десятилетий, мы будем стоять все вместе на оѓеле Любавичского Ребе и просить для общин, в которых работаем, для нашей святой деятельности, для членов общин и их семей благословения на здоровье, средства к существованию и подлинное еврейское, хасидское душевное благорасположение…

Традиция просить праведника помолиться за кого-нибудь впервые упоминается в нашей недельной главе «Вайеро», изобилующей различного рода чудесами. Авраѓам поселился в Граре и сказал всем, что Сара его сестра, так как боялся, что его могут убить (люди в Граре были очень «честными»: они не вступали в связь с замужними женщинами, но убивали их мужей, чтобы потом жениться на вдове). Тора рассказывает: «И послал Авимелех, царь Грара, и взял к себе Сару. И пришел Б‑г к Авимелеху во сне ночном, и сказал Он ему: «Вот, ты умрешь из-за жены, которую взял; а она замужем» (Брейшис, 20: 2, 3). Царь извинился и сказал, что не знал о замужестве Сары. Всевышний признал, что в этом не было царской вины, и ответил: «Я знаю, что по простоте сердца твоего содеял ты это, и удержал также Я тебя от согрешения Мне, потому Я не дал тебе коснуться ее. И ныне возврати жену мужа, ибо пророк он. И будет молиться он за тебя, и будешь жив» (там же, стихи 6, 7). И действительно: «Молился Авраѓам Б‑гу, и исцелил Б‑г Авимелеха и его жену и его рабынь…» (там же, стих 17).

Не кажется ли вам, что все это выглядит довольно странно? Всевышний является Авимелеху ночью во сне, ведет с ним разговор, признает, что царь не виноват. Однако вместо того, чтобы вылечить его на месте или на следующее утро, посылает царя к пророку, чтобы Авраѓам помолился за него, и только после молитвы праведника Авимелех был спасен! И так повелось со времен Авраѓама-овину: если вы хотите, чтобы молитва была принята, нужно, чтобы за вас помолился праведник. И сразу вслед за этим мы читаем в Торе: «И Г‑сподь помянул Сару» (Брейшис, 21: 1). Случилось чудо: «зачала и родила Сара Авраѓаму сына», которого назвали Ицхок.

Если в нашей недельной главе рассказывается, в основном, о чудесах, которые Всевышний сотворил для праведников, то в Ѓафторе к ней (Млохим II, глава 4) мы узнаем о чудесах, которые творили пророки для обычных людей. Там рассказывается история пророка Элиши, который сотворил много чудес, вдвое больше, чем его учитель Элияѓу. Первое чудо, о котором рассказывается в Ѓафторе, — это известное «чудо с оливковым маслом», которым наполнились все сосуды в доме вдовы, обратившейся с мольбой к Элише. За счет денег, полученных от продажи масла, она смогла вернуть долг и безбедно жить со своими двумя сыновьями.

Далее следует очень похожая на рассказ о рождении Ицхока история, которая составляет основную часть Ѓафторы. В начале своей «карьеры» пророка, когда его еще не многие знали, Элиша регулярно посещал город Шунем (вблизи современной Афулы, на расстоянии около 30 километров от горы Кармель в Хайфе). Там жила знатная женщина, которая, увидев Элишу, сразу поняла, что это святой человек. Однажды она пригласила пророка быть гостем в ее доме, и потом «когда бы он ни проходил, всегда заходил туда поесть». Затем она предложила своему мужу оборудовать для высокого гостя специальную небольшую верхнюю комнату, и поставить ему там постель, стол, стул и светильник, чтобы пророк мог там оставаться, и никто бы ему не мешал.

Однажды, отдыхая в гостеприимном доме, Элиша позвал хозяйку-шунемитянку и сказал, что хочет сделать что-то для нее в знак благодарности за заботу о себе (праведники обычно очень щепетильны в вопросе принятия помощи и не хотят оставаться в долгу перед теми, кто оказал им какую-либо услугу, пытаясь отплатить этим людям вдвойне). Пророк спросил женщину, чем он может ей помочь, и услышал в ответ: «Среди своего народа я живу…» — мне хорошо, я довольна тем, что у меня есть, и мне ничего не нужно. Когда она ушла, Гейхази — отрок, который служил у Элиши, сказал: «Но нет у нее сына». Пророк снова позвал женщину и, не дав ей сказать ни слова, заверил: «Через год, в это же время, ты будешь обнимать сына». И сказала она: «Нет, господин мой, человек Б‑жий, не разочаровывай рабы твоей». На самом деле, ей не стоило так говорить, и этот случай учит нас, что при получении благословения следует сказать: «Омейн!», а не выражать сомнение.

Далее Ѓафтора рассказывает: «И женщина зачала, и родила сына через год, в то самое время, как сказал ей Элиша» — то есть, пророк исполнил то, что обещал. «И вырос мальчик, и однажды пошел он к отцу своему, к жнецам в поле». Возможно, от солнца или по другой причине у него сильно разболелась голова. Отец отправил его домой к матери, и «сидел он на коленях у нее до полудня, и умер». Женщина перенесла тело сына на кровать в комнате пророка и заперла дверь, никому не сообщив о случившемся. Она сказала мужу, что срочно поедет к пророку, а, когда он спросил ее о причине, она не ответила ему, просто попросила у него осла и в сопровождении слуги отправилась на гору Кармель, где жил Элиша. Здесь она упала к его ногам и поведала ему о своем горе. Услышав печальную весть, Элиша сразу же послал Гейхази со своим посохом, повелев ему положить посох на тело мертвого ребенка, чтобы оживить его. При этом пророк наказал ему поспешить и ни в коем случае не останавливаться в пути и никому не рассказывать, куда и зачем он идет. Однако слуга не удержался и всем встречным рассказывал, что идет воскрешать мертвого ребенка с помощью посоха пророка. Так как Гейхази не выполнил указаний своего хозяина, когда он пришел и положил посох на мальчика, чуда не произошло…

Тогда Элиша сам пошел в дом шунемитянки и заперся в комнате с мертвым ребенком (из-за страха перед дурным глазом — если мы хотим, чтобы произошло чудо, то чем меньше глаз, тем лучше). Пророк молился Б‑гу. «И поднялся, и лег на мальчика, и приложил уста свои к его устам, и глаза свои к его глазам, и ладони свои к его ладоням, и простерся на нем. И потеплело тело мальчика. И сошел он, и прошелся по дому раз туда и раз сюда, и поднялся, и простерся на нем. И чихнул отрок семь раз, и открыл отрок глаза свои». Так Элиша добился возвращения мальчика к жизни. В книге «Зоѓар» сказано, что этот ребенок стал впоследствии пророком Хавакуком. Его имя означает два объятия: одно — его матери («ты будешь обнимать сына»), а второе — объятие Элиши.

…Жизнь и смерть — это состояния, характеризующие не только физическое тело человека, но и его душу. Человек, тесно связанный с Б‑гом и Его Торой, знающий то, чего Всевышний хочет от него, — это воистину живой человек. Но человека, оторванного от Творца и вследствие этого духовно заблудшего, нельзя считать живым. Да, его тело живо, но душа мертва. Мы должны учиться у пророка Элиши способности разделить тепло нашей еврейской души с другим евреем, чтобы у него тоже появилась возможность жить полноценной духовной жизнью и получать удовольствие от исполнения заповедей. Кто знает, может быть, этот согретый нашим душевным теплом еврей станет пророком или лидером еврейского народа?

Пользуясь случаем, я хотел бы напомнить, что вы можете прислать мне свои имена и имена членов ваших семей, чтобы я мог помолиться за вас на оѓеле Ребе и попросить благословения на здоровье и успех. Гут Шабос — хорошей Субботы!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (762 КБ).

Comments are closed.