Сослучайное и присослучайное 2017-07-18 02:12:18

This post was written by Синий Вечер on Июль 18, 2017
Posted Under: философия

Многие, смотря на мир и на себя, видят только три возможных взгляда на этику.
1) Нигилизм: все ценности относительны, никто никому не может ничего навязывать, и спасибо полиции, спасающей нас друг от друга. «Молись за благополучие (римской) власти, ибо если бы не она, люди глотали бы друг друга живьём» (Авот, 3:2).
2) Разумный эгоизм: я соблюдаю правила дорожного движения, чтобы меня не задавили; я плачу налоги, потому что если люди не будут их платить, для меня не построят необходимую дорогу и из моего дома не вывезут мусор.
3) Теизм: Бог благ ко всем, поэтому мы должны подражать Богу и быть благи ко всем. (Какие люди входят в эти «все», а какие нет — http://nomen-nescio.livejournal.com/1715707.html).
Человека, который пытается быть хорошим не по этим трём причинам, спрашивают: а есть ли у тебя прочные основания? Или, как говорят в Израиле, «твоя повозка пуста»?
Вообще-то они есть, и они глубже прочих, так как коренятся в нашей биологии. Любой человек в мире, даже мрачный злодей, относится более-менее хорошо к «своим». Этих «своих» может быть один человек — его супруг/супруга, может быть несколько — его семья (как говорят о нью-йоркских мафиози — «зато он очень любил свою маму»). Их может быть пять или десять (члены его шайки). Их может быть больше (его род, его племя, его народ). Но как бы то ни было, многие млекопитающие и все высшие приматы, с которыми проводились соответствующие опыты, обладают эмпатией. Неважно, каково её генетическое происхождение. Она есть. Поэтому задача «биологической морали» проста: путём воспитания как можно более расширить круг тех «своих», по отношению к которым мы и так генетически моральны.

Comments are closed.