Человек живет не для себя…

This post was written by Синий Вечер on Июль 13, 2017
Posted Under: pinchas,Пинхас,Пинхос

Канун Шабос главы «Пинхос»
20 тамуза 5777 года / 14 июля 2017 г.

На прошлой неделе был йорцайт моего тестя, раввина Моше Гринберга. Когда четыре года тому назад он был готов покинуть этот мир, члены его семьи пережили целый ряд маленьких чудес, из рассказов о которых можно было бы составить целую книгу. Несмотря на то, что дети р. Моше живут со своими семьями в разных уголках мира, от Аляски до Китая, почти все они смогли чудесным образом приехать и стоять у смертного одра моего тестя в его последние минуты. Сестра моей жены, живущая в Германии, рассказала, что компания «Эль-Аль» задержала отправление рейса на Тель-Авив, чтобы она смогла подняться на борт самолета и вовремя приехать в Израиль. Мой шурин, проживающий на Аляске, сменил три самолета, чтобы успеть вовремя. Другой мой шурин, проживающий в городе Солон, штат Огайо, приехал в аэропорт Ла-Гуардия, Нью-Йорк, в понедельник в два часа дня, а в четыре часа он должен был вылететь в Израиль из аэропорта Ньюарк, штат Нью-Джерси. Моя жена успела долететь из Нью-Йорка, где она гостила в то время, до Одессы. В одесском аэропорту мы отпраздновали день рождения одной из наших дочерей, а через час она вылетела в Израиль. Так почти все дети р. Моше были рядом с ним в последние минуты его жизни. Я приехал через час после похорон, но был с членами семьи во время шивы (семидневного траура по умершему).

Есть много семей, члены которых живут очень близко друг к другу, но часто бывает так, что в критические моменты они оказываются далеко. В случае семьи Гринберг Б‑жественное провидение вмешалось и позаботилось о том, чтобы дети р. Моше из разных уголков земного шара были рядом с умирающим отцом. Очевидно, что пути Г‑сподни неисповедимы, но, в данном случае Провидение действовало в соответствии с природными законами жизни человека. Совершенно естественно, что родители хотят, чтобы их дети жили рядом с ними, чтобы они имели возможность наслаждаться общением со своими внуками. И родители по праву заслуживают этого. Ибо они много сил отдали на то, чтобы родить и вырастить этих детей. Они не спали по ночам, когда ребенок плакал, потому что у него резались зубы или болели уши. А затем, когда дети росли, некоторые из них создавали немало более серьезных проблем для родителей… Тот, кто вырастил детей, хорошо знает, о чем именно я говорю. Поэтому, когда дети, наконец, выросли и сами стали родителями, наступает время оплаты долга за тяжелый родительский труд первых двадцати лет детской жизни. Так что все родители хотели бы жить рядом с детьми и внуками и получать душевное отдохновение от общения с ними. Это правда, и это вполне легитимно. Но мой тесть, да будет благословенна его память, и моя теща, да продляться ее дни, были сделаны из другого материала. Они воспитали своих детей таким образом, чтобы те захотели присоединиться к армии посланников Любавичского Ребе. Они сами всегда показывали детям пример человека, который живет не для себя, а для того, чтобы помогать другим. Мой тесть постоянно думал о том, как он может помочь другому еврею стать еще более евреем.

Мы все знаем, какая напряженная обстановка царит в каждом еврейском доме накануне Песаха. Все заняты подготовкой к Седеру, суетятся на кухне, возле праздничного стола, готовят нарядную одежду, вспоминают, что забыли купить что-то очень необходимое… Но я помню, что в канун Песаха мой тесть выходил из дома и ехал в медицинский центр «Тель ѓаШомер», чтобы раздать мацу больным евреям, не имевшим возможность провести праздник вместе с семьей. Я слышал эти истории от тех, кто был с ним рядом во время этих посещений. Они рассказывали о приятном сюрпризе, который озарял радостью лица людей, когда подходили к их постели, давали им мацу и желали скорейшего выздоровления и веселого праздника. Невозможно описать счастье и слезы в глазах тех евреев, которые остались в одиночестве в больнице в ночь Седера!

А на Хануку мой тесть, исполняя поручение Ребе, посещал воинские части и базы Армии обороны Израиля, чтобы зажечь вместе с солдатами ханукальные свечи и разделить с ними радость праздника. «Нормальные» люди пытаются сделать все, чтобы провести праздник со своими семьями. Если они находятся в другой стране, то заранее заботятся о том, чтобы на Хануку вернуться к своим детям. Но р. Моше оставлял свое теплое гнездо и преодолевал большие расстояния, чтобы принести радость тем молодым солдатам, кто не смог отметить праздник со своими родителями. Поэтому, когда его собственные дети выросли, он и моя теща поощряли их намерения стать посланниками Любавичского Ребе. Они были рады услышать, что один из братьев моей жены хочет поехать с посланнической миссией на Аляску, хотя в те дни даже в Хабаде нашлись люди, которые с удивлением спрашивали его, что он потерял на земле эскимосов. Когда мой шурин Шолом решил стать посланником в Китае, даже некоторые члены семьи думали, что это уже слишком большое самопожертвование. Но родители поощряли его и гордились его решением.

Так поступали и поступают не только р. Моше и его жена. В наше время тысячи молодых пар отправляются с посланнической миссией в очень отдаленные места, и родители, которые вырастили и воспитали их, отпускают их, отлично понимая, что они будут видеть своих внуков только по Скайпу и их дети не будут рядом, когда они постареют и будут нуждаться в поддержке… Откуда они берут душевные силы отказаться от того, чтобы дети жили рядом только для того, чтобы они распространяли иудаизм среди евреев во всем мире? Ответ на этот вопрос можно найти в нашей сегодняшней недельной главе «Пинхас». Всевышний сообщил Моше, что он останется в пустыне и не удостоится подняться в Землю обетованную: «Взойди на эту гору Аварим и посмотри на землю, которую Я дал сынам Израиля. И увидишь ее, и приобщишься к народу своему…» (Бамидбор, 27: 12, 13). Затем мы встречаем очень необычный оборот. Как правило, в Торе мы знаем выражение «и говорил Г‑сподь Моше так». Эти слова встречаются в Торе 175 раз. Однако здесь мы читаем нечто другое: «и говорил Моше Г‑споду так» (Бамидбор, 27: 15). На этот раз Моше говорит Б‑гу, и это один из четырех случаев, когда не Всевышний просит или приказывает Моше, а сам Моше обращается с просьбой к Создателю (комментарий Раши на стих Бамидбор, 12: 13).

Что бы сделал обычный человек, услышав грустную весть о том, что он не войдет в Землю Израиля? Конечно, первым делом он постарался бы убедить Творца изменить приговор и умолял хотя бы похоронить его в Земле обетованной, если не смог бы убедить Б‑га привести его туда живым. Но Моше слеплен из другого теста, поэтому первое, что он сделал, не касалось его личных дел, но было связано с заботой о народе Израиля. Моше попросил Всевышнего: «Да поставит Г‑сподь, Б‑г духов всякой плоти, мужа над общиной, который выйдет пред ними и который войдет пред ними, и который выведет их и который приведет их, и да не будет община Г‑сподня как овцы, у которых нет пастуха» (Бамидбор, 27: 16, 17). Он ни на секунду не задумался о том, как грустно и сколь несправедливо то, что должно произойти с ним самим. Моше думал о других, он заботился о своем народе, которому нужен был достойный руководитель, чтобы вступить в Землю обетованную.

Любавичский Ребе в одной из своих бесед спрашивает о том, почему Моше был настолько озабочен этим вопросом. Разве Сам Всевышний не знал, что Израиль нуждается в лидере? Разве не Сам Творец убедил Моше встать во главе народа Израиля? И если это так, то так же, как сорок лет назад Б‑г позаботился об этом, Он будет заботиться о них и на этот раз. Почему Моше должен вмешиваться в решения Создателя? Ребе объясняет, что после греха золотого тельца Моше увидел, что все изменилось. Сначала Всевышний отдалился от народа Израиля, сказав Моше: «А теперь иди, веди народ, куда Я говорил тебе; вот, Мой ангел пойдет пред тобою» (Шмойс, 32: 34). Моше вынужден был поставить условие: «Если Ты Сам не пойдешь, не выводи нас отсюда» (там же, 33: 15), и только тогда Творец, в конце концов, смягчился в Своем отношении к сынам Израиля. Так что опасения о том, что после смерти Моше произойдут изменения в руководстве Б‑га народом Израиля, были вполне обоснованы. Поэтому Моше молился и просил Всевышнего, назначить руководителя народа Израиля.

Моше учил нас тому, что человек должен ставить интересы ближнего, своей общины, своего народа выше личной выгоды. И с тех пор «Моше-рабейну каждого поколения» (в нашем поколении — Любавичский Ребе) показывают нам пример и напоминают, что человек живет не для себя, и наше предназначение — «создать жилище для Всевышнего в нижних мирах» («Мидраш Танхума», «Носой, 7: 1; приводится в 36‑й главе «Тании»).

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (705 КБ).

Comments are closed.