бог благ бог благ бог благ бог благ

This post was written by Синий Вечер on Июнь 17, 2017
Posted Under: еврейская философия,философия

Если Платона спросить "почему нужно быть хорошим человеком?", он ответит: "Чтобы уподобиться богу". А зачем ему уподобляться? — "Мы же и так частично подобны богу тем, что обладаем разумной душой, так кому же нам ещё уподобляться — скотам, что ли?" А почему уподобление богу означает быть хорошим человеком? — "Потому что бог благ". А откуда мы знаем, что он благ? — "Посмотрев на небо. Как упорядочен космос, который и переводится как "порядок"! Ведь порядок всяко лучше хаоса, и порядок не может возникнуть сам по себе, значит, некто сделал из хаоса то, что лучше хаоса. Он это сделал потому, что захотел. Значит, он сам благ".
В этом рассуждении есть несколько слабых мест. 1) порядок на самом деле может возникнуть сам по себе, 2) космос  не очень-то упорядочен, 3) ниоткуда не следует, что до него был хаос, 4) непонятно, почему порядок нужно оценивать в категориях блага: кто сказал, что звёздам (которые, по Платону, одушевлены) лучше ходить по постоянным орбитам, чем летать куда вздумается? и наконец, 5) всё это относится только к Демиургу, к богу второго порядка, а не к Единому, которое выше всякого блага и порядка.
Вот это пятое место и представляет собой камень преткновения для монотеистической неоплатонической философии (любой из трёх религий). Если мы убираем из картины мира Демиурга, мы вынуждены приписать желание блага Единому, которое прекрасно существовало при хаосе и до хаоса. Кроме того, если философ говорит, что мир сотворён из ничего, ему можно возразить: а докажи, что существовать — это благо по сравнению с несуществованием! Если же он говорит, что мир сотворён из хаоса, опять-таки нужно сделать мысленный финт ушами, чтобы отождествить упорядоченность с благом.
Философ может, за неимением хорошего ответа, отослать нас к Писанию, где творение мироздания сопровождается оценками "хорошо" и "очень хорошо". Однако Писание показывает нам совсем не того Бога, о котором говорят философы, а скорее весьма очеловеченного Демиурга, умеющего сердиться, радоваться, переживать и даже могущего передумать.

Comments are closed.