О душе

This post was written by Синий Вечер on Май 10, 2017
Posted Under: еврейская философия,философия

Хорошо, что я наконец начал читать первоисточники классической философии: добрался до Платона, Аристотеля и досократиков. Теперь я понял важную вещь.
В мышлении трёх монотеистических религий есть важное понятие — душа. (Это неочевидно: в мысли Востока её может и не быть). В Танахе она отождествляется то ли с кровообращением, то ли с дыханием; в литературе Второго храма она просто постулируется: пребывает, дескать, в теле… А в более позднем мышлении трёх религий душа всегда разделяется на какие-то части: одну могут называть разумом, другую — эмоциями, третью — желаниями, или разделять на Божественную и животную, или ещё как-то разделять. Главное, что а) «то, что не тело» управляет телом, б) разные части души отвечают за разные аспекты функционирования человека, в) одни части души управляют другими.
Так вот. Всё это идёт в основном от Платона, разрабатывается у Аристотеля, и у них доказывается. Доказательства были логическими и эмпирическими,и даже произведения Гомера обладали доказательной силой. И важно то, что представления о душе, лежащие в основе мировоззрения трёх религий, являются не постулатами, а доказуемыми положениями. А ещё более важно, что логические доказательства этих мыслителей, при всём к ним уважении, могут быть опровергнуты, если приложить некоторые старания, а их эмпирические доказательства сейчас вызывают только сочувственную улыбку. (О Гомере и говорить нечего )
Итак: религиозные представления о душе основываются не на откровении, а на логическом и научном базисе, причём на очень ненадёжном базисе, мягко говоря. И никакой Рамбам, и никакой Аквинат, и никакой аль-Фараби не могут здесь быть авторитетами: они развивают лишь надстройку, не трогая тот самый базис, который сегодня ни один философ и ни один эмпирический учёный не примет всерьёз.

Comments are closed.