Сослучайное и присослучайное 2017-04-28 08:39:40

This post was written by Синий Вечер on Апрель 28, 2017
Posted Under: еврейская традиция

Известна история о том, как рабби из Несхижа ехал покупать дорогой этрог и отдал все собранные для этого деньги водовозу, у которого пала лошадь и он лишился средства заработка. Рабби сказал: «Все в Суккот будут благословлять этрог, а я благословлю лошадь».
История вызывает положительные эмоции. А теперь представим себе обратную историю: еврей-извозчик, у которого пала лошадь, скопил деньги на новую, но на все деньги купил этрог и сказал: «Все будут зарабатывать посредством лошади, а я буду благословлять на этрог». (И подобные истории есть). Эта история вызывает у вполне религиозных людей совсем не обязательно положительные эмоции.
Или другой пример. Рассказывают, что в середине молитв Йом-Кипура Алтер ребе прервал молитву, вышел из синагоги и пошёл в дом, где плакал маленький ребёнок, родители которого ушли на молитву. Алтер ребе укачивал ребёнка (чужого) до прихода матери. А представим себе историю о том, как некий еврей до того погрузился в молитву, что даже громкий плач его детей не мог вывести его из мистического слияния с Богом. Совсем другие эмоции, правда?
Или: представим себе, что нам говорят: НН — праведник! Мы спрашиваем: почему? Нам отвечают: а) первый вариант — он носит сразу десять талитов (реальный пример), ест только еду, приготовленную его женой, чтобы ничего некашерного не съесть (тоже реальный пример) и проводит в молитве пять часов в день; б) он раздаёт все свои деньги, кроме самых необходимых, на благотворительность, у него в доме живут бедные сироты, он утешает всех скорбящих (очень известный пример). Какой ответ нас больше убедит?
Так вот, мне это странно. Повседневные и наиболее известные разделы ѓалахи отводят львиную долю места и обсуждений ритуальным аспектам, а вовсе не помощи ближним и благотворительности. Все признают, что помощь ближним и доброта — это очень хорошо, но в ешивах обучают в основном подробностям совсем других законов, и новообращённых обучают совсем другому. Как-то не вписываются наши эмоции в наше законодательство и нашу практику.

Comments are closed.