Откуда беда, оттуда и спасение…

This post was written by Синий Вечер on Апрель 27, 2017
Posted Under: tazria-m'tzora,Тазриа-Мецора,Тазрия-Мцойро

Канун Шабос главы «Тазрия-Мцойро»
2 ияра 5777 года / 28 апреля 2017 г.

Один из членов нашей общины, у которого несколько недель назад возникла большая проблема с бизнесом, произнес интересную фразу: «Откуда приходит беда, оттуда же приходит спасение». Я не спросил его, кому принадлежит этот афоризм, да и не совсем уверен, что он знает это. Но похожее высказывание мы находим в Танахе: «Это час бедствия для Яакова, и в нем же его избавление» (Ирмияѓу, 30: 7). Автор комментария «Мецудас Довид» объясняет: «Настанет время скорби для Израиля, но из этой беды придет его спасение». А Баал-Шем-Тов дает такое толкование этого стиха: «Он не только избавится от неприятностей, но эта беда принесет избавление». Я вижу, что в жизни моего знакомого эта истина находит свое подтверждение уже не в первый раз. Благословение и решение проблем, возникающих в его делах, приходит от них самих.

В истории еврейского народа есть много примеров, которые могут подтвердить этот афоризм. Каждый раз, когда поднимается вопрос мирного соглашения между Израилем и палестинцами, одной из основных точек преткновения становится «право на возвращение». Под этим термином понимается проблема палестинских беженцев. Кто эти беженцы? В 1948 году во время Войны за Независимость армии нескольких арабских государств напали на Израиль. Арабы, жившие в Израиле, боялись оставаться в своих городах во время войны. Они были убеждены, что регулярные арабские армии выиграют войну, и поэтому оставили свои дома и бежали в соседние страны: Иорданию, Ливан, Сирию и Египет. Они надеялись, что это ненадолго, и вскоре у них будет возможность вернуться обратно в свои дома, и больше того, в качестве компенсации за «моральный ущерб» они получат дома евреев, которых выбросят в море, не дай Б‑г. К их несчастью, Израиль выиграл войну, а они остались в лагерях беженцев в этих странах. И до сего дня там живут от шестисот до семисот тысяч беженцев из городов Израиля: Яффо, Лода, Рамле, Хайфы, Цфата, Тверии и других.

Следует отметить, что во время Войны за Независимость в большинстве мест никто не выгонял и не запугивал арабское население. Более того, в Хайфе «Хагана» даже убеждала их остаться и обещала им полную безопасность! Но страх оказался сильнее, и арабы по своей собственной инициативе покинули страну. Свершилось чудо: враг сам убегал перед лицом Израиля.

Подобное чудо происходило в прошлом, почти три тысячи лет назад. Об этом мы читаем в Ѓафторе к нашей сегодняшней недельной главе. Это произошло во времена пророка Элиши, жившего в Израильском царстве (царстве десяти колен), которым в те дни правил Йеорам, сын Ахава. Ни он, ни его отец не были праведниками. В Танахе рассказывается, что Бен-Ѓадад, царь Арама (государства на территории сегодняшней Сирия) постоянно воевал с Израилем. Сначала он пытался устраивать засады для армии Израиля, но Элиша, человек Б‑жий, предупреждал царя Йеорама: «Берегись проходить через это место, ибо туда спустились арамейцы» (Млохим II, 6: 9). Царь Йеорам посылал проверить сведения, полученные от пророка, и, убедившись в их достоверности, избегал устроенных царем Арама засад. «И встревожилось из-за этого сердце царя арамейского», стал он подозревать, что кто-то из его близкого окружения стал предателем и раскрывает военные секреты врагу. Когда царь созвал генералов и поведал им о своих подозрениях, один из них сказал ему: «Нет такого, господин мой царь. А Элиша, пророк, который в Израиле, пересказывает царю израильскому даже те слова, которые ты говоришь у себя в спальне» (Млохим II, 6: 9). Тогда царь Арамейский решил применить новую тактику и осадил Шомрон. Это вызвало такой сильный голод в Израильском царстве, что некоторые люди даже совершили грех каннибализма, упаси Б‑же. Царь Йеорам, пройдя по стране и увидев, до чего извратился народ, «разодрал одежды свои» и сказал: «Пусть злое сделает мне Б‑г и еще прибавит, если останется голова Элиши, сына Шафата, на нем сегодня» (Млохим II, 6: 31). Царь-злодей знал, что Элиша является истинным пророком, и может своей молитвой спасти народ Израиля от арамейцев, и так рассердился на пророка за бездействие, что решил убить его!

Тем временем Элиша, сидя у себя дома, обратился к старейшинам, которые сидели перед ним, и сказал им пророчество: «Видите ли вы, что послал этот сын убийцы снять с меня голову?..» Не успел он произнести это, как явился человек, которого Йеорам послал убить Элишу, а вслед за ним пришел и сам царь. Тогда пророк обратился к присутствующим: «Слушайте слово Г‑сподне! Так сказал Г‑сподь: завтра в это время сеа тонкой пшеничной муки будет продаваться по шекелю, и две сеа ячменя — по шекелю, в воротах Шомрона» (Млохим II, 7: 1). Пророк не говорил о снятии осады, но предсказал, что завтра произойдет изменение экономической ситуации. Однако ему не поверили. «И отвечал человеку Б‑жьему сановник, на руку которого опирался царь, и сказал: «Если бы Г‑сподь открыл окна в небе, то и тогда — может ли это быть?» То есть, даже если сегодня чудесным образом пройдут сильные дожди, то это не приведет к тому, что завтра появятся в изобилии пшеничная мука и ячмень. Пророк Элиша ответил ему: «Увидишь это зерно своими глазами, но есть его не будешь» (там же, стих 2).

И вот за всем этим следует Ѓафтора — рассказ о четырех прокаженных, которые, как повелевает закон, сидели за пределами города. И если люди в городе во время осады умирали от голода, то о прокаженных тем более никто не заботился. «И сказали они друг другу: «Чего мы сидим здесь, пока не умрем? Если мы скажем: «Пойдем в город», — то в городе голод, и мы там умрем; если же мы будем сидеть здесь, то тоже умрем. Так пойдем теперь, сдадимся в стан арамейцев. И если они оставят нас в живых, будем жить, а если убьют нас — умрем» (Млохим II, 7: 3–4). Ночью они проникли в лагерь арамейцев и обнаружили, что там… никого нет! Что же произошло? «А Г‑сподь сделал так, что стану арамейскому послышался грохот колесниц с лошадьми и шум большого войска». Враги испугались и решили, что царь Израиля получил подкрепление от царей хеттийских и египетских. Ночью в панике они убежали, оставив «шатры свои, и коней своих, и ослов своих — весь стан, как он был» (там же, стих 7). Подобное произошло в 1948 году, когда арабы покинули все и сбежали.

Прокаженные вошли в лагерь, ели и пили и взяли с собой все самое драгоценное. Потом они задумались и сказали друг другу: «Нехорошо мы поступаем. Этот день — день радостной вести, а мы молчим. Если мы замешкаемся до утреннего света, то падет на нас вина» (там же, стих 9). Ведь до утра от голода умрет еще больше людей. Прокаженные вернулись в город и позвали городских привратников, через которых передали царю известие о том, что арамейский лагерь оказался полностью пустым. Йеорам, получив известие, сначала подумал, что арамейцы снова хотят устроить им засаду, ожидая, что все побегут в опустевший лагерь и тогда они вернутся и перебьют их. Один из его советников предложили послать разведчиков на лошадях, чтобы проверить предположение о засаде. «Взяли они две колесницы с конями. И послал их царь вслед войску арамейскому» (там же, стих 14). Увидели они, что весь путь до Иордана устлан одеждами и вещами, которые второпях побросали арамейцы. Возвратившись, они рассказали обо всем царю. «И вышел народ, и разграбил стан арамейский; и была сеа тонкой пшеничной муки по шекелю, и две сеа ячменя по шекелю… И царь поставил у ворот того сановника, на руку которого он опирался; и растоптал его народ в воротах, и умер он» (там же, стихи 16–17). Так пророчество Элиши сбылось в полном объеме…

Из этой истории мы узнаем, что то, что представлялось на первый взгляд, как наказание и трагедия для тех прокаженных, которые были выдворены из города, в конце концов, стало спасением от голодной смерти и для них, и для всего города. Из изгнанников они превратились в посланников, из прокаженных — в спасителей. Любавичский Ребе учит нас, что никогда не нужно полностью разочаровываться в еврее. И даже прокаженный, от которого велено держаться подальше, потому что он злословит и провоцирует ссоры между мужем и женой, даже такой человек может стать ангелом-спасителем, и именно он спасет всех от голода. Это учит нас тому, что не надо отворачиваться от согрешивших евреев, потому что каждый из них обладает большим потенциалом творить добро. Просто наша задача — обнаружить этот потенциал в себе, а также помочь ближнему открыть в его душе способность творить добро.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (711 КБ).

Comments are closed.