Привлечь присутствие Всевышнего

This post was written by Синий Вечер on Март 2, 2017
Posted Under: Trumah,Трума,Трумо

Канун Шабос главы «Трумо»
5 адора 5777 года / 3 марта 2017 г.

Когда я говорю, что два моих шурина служат посланниками Любавичского Ребе в Китае (рав Шолом-Довбер Гринберг — в Шанхае, а рав Авраѓам Гринберг — в Пудуне, новом районе Шанхая), меня тут же спрашивают: «Разве есть китайские евреи?» И, конечно же, я обычно отвечал, что посланники работают с евреями, которые приезжают из западных стран по работе или другим делам, ответ же на вопрос, существуют ли китайские евреи, может быть только отрицательным… Однако рав Авраѓам Гринберг сказал мне, что это не совсем так. В Китае есть город под названием Кайфын, расположенный между Шанхаем и Пекином. Некоторые историки полагают, что евреи пришли в этот город по Великому шелковому пути в VIII веке, когда Дальний Восток начал торговать с Западом. Другие считают, что они появились здесь на несколько столетий позже. В любом случае, евреи, прибывшие в Китай, были встречены местными жителями с большим уважением и радостью. Власти тепло приняли их, позволив соблюдать традиции и сохранять веру. Ссылаясь на трудности произношения еврейских имен, один из императоров династии Минь пожаловал евреям семь китайских фамилий, которые потомки кайфынских евреев носят и по сей день: Ай, Гао, Ши, Чжао, Чжан, Ли, Цзин (в последние годы несколько обладателей этих древних фамилий репатриировались в Израиль).

В те времена каждого прибывшего в Китай иностранца называли «западным», потому что считалось, что он пришел с Запада. Когда оказалось, что иностранцы представляют собой различные группы, местные жители стали давать им прозвища, связанные с их обычаями и типом поведения. Так случилось и с евреями, например, одно из прозвищ, которыми их называли, было «удаляющие сухожилия», потому что евреи не едят седалищный нерв. В Китае мясо ног животного считается хорошей пищей и по сей день, поэтому китайцы сразу заметили еврейский обычай удалять сухожилие — седалищный нерв — из задней части туши животного. Почему мы не едим седалищный нерв? Ответ на этот вопрос мы находим в Книге Брейшис там, где описывается борьба Яакова с ангелом Эйсава: «И увидел, что не одолевает его, и затронул его бедренный сустав, и сместился бедренный сустав Яакова, когда он боролся с ним» (Брейшис, 32: 26). В конце концов, Яаков победил ангела, и в связи с тем, что после этого он начал хромать, Тора говорит: «Потому не едят сыны Исраэля жилы вертлюжьей, которая на бедренном суставе, до сего дня; ибо затронул бедренный сустав Яакова жилу вертлюжью» (там же, стих 33).

Еще одно прозвище, данное китайцами евреям, — «носящие Тору». Во-первых, оно было дано, как считали евреи Кайфына, потому что, согласно рассказам их отцов, первые евреи, приехавшие в Китай с Запада, несли с собой Свитки Торы. А во-вторых, и это главная причина, один день в году, на Симхос-Тойре, евреи организуют шествие со Свитками Торы, поют и танцуют с ними.

В какой-то период евреи Кайфына получили еще одно прозвище, которое им не очень нравилось. Среди групп, пришедших поселиться в Китае, также были мусульмане. Одно из прозвищ, которое дали им китайцы, было «белые шапочки», потому что мусульмане имели обыкновение носить белые шапочки. Когда пришли евреи, которые носили кипы, китайцы стали называть их «мусульмане с синими шапочками». И это прозвище очень не любили евреи, утверждая, что их предки намеренно всячески старались отгородиться от мусульманской общины. Кроме того, они объясняли, что еврейская кипа отличается не только цветом, но и способом кроя. Она была сшита из семи кусочков ткани: одного центрального, символизирующего Субботу и шести, пришитых вокруг него и символизирующих остальные шесть дней недели…

В течение многих столетий еврейская община была в Кайфыне, но еврейский мир не знал об этом, не приняв несколько имеющихся на то время доказательств существования евреев в Китае. Истина вышла наружу в 1605 году, когда еврей из Кайфына, услышав, что в Пекине обосновалась группа людей из Европы, которые верят в Единого Б‑га, создавшего Вселенную и управляющего ею, решил познакомиться с этими людьми, полагая, что они верят в то же, что и он и его предки (евреи Кайфына просто никогда не слышали о христианстве). Конечно, уже через несколько минут знакомства они оба поняли, что принадлежат к разным религиям, но благодаря этой встрече еврейский мир узнал, что в Китае живут евреи.

Сохранилось письмо, датированное 1800 годом, которое еврейская община Шанхая написала евреям Кайфына. В нем говорится, что они слышали от людей, которые пришли из Кайфына, что их синагога была разрушена, и они продают Свитки Торы. «Наши сердца сокрушаются за ближних наших, горе и скорбь наполнили наши сердца, когда мы услышали это печальное известие». Евреи Шанхая предлагали прислать им учителя, чтобы научить их Торе, писали о том, что будут посылать деньги на восстановление синагоги. Но это не помогло, и, в конце концов, еврейская община Кайфына исчезла, растворившись в китайской культуре (интересно, что до 1996 года в китайском удостоверении личности потомков евреев Кайфына было написано «ю-тай» — «еврей»).

* * *

В нашей сегодняшней недельной главе «Трумо» мы читаем о Скинии: «И сделают Мне Святилище, и Я пребывать буду среди них» (Шмойс, 25: 8). И сразу же Тора начинает рассказывать о внутреннем убранстве Скинии, в котором самыми важными были арон ѓабрис — Ковчег Завета, куда были помещены Скрижали, стол, на который клали «хлеба предложения» (лехем ѓапоним), и Менора, в которой зажигали свечи. Интересно, что три прозвища, которыми китайцы называли евреев, связаны с этими тремя предметами. «Несущие Тору» ассоциируется с Ковчегом Завета, в котором хранятся Скрижали и Свитки Торы. «Удаляющие сухожилия» связано со столом, что включает в себя все законы кашрута. «Мусульмане в синих шапочках» ассоциируется с Менорой, духовный свет которой должен осветить мир, чтобы сыны Израиля были «светочем для народов». Идти по улице в кипе — это значит сообщить всем, что ты еврей, и, следовательно, ты должен вести себя как еврей…

Но давайте задумаемся над тем, какова была цель создания Скинии, для чего Всевышний заповедал нам построить для Него жилище. Ведь «вся земля полна славы Его» (Ишаяѓу, 6: 3). В убранстве Скинии есть один объект, который проливает свет на цель ее построения. Ковчег Завета Б‑г заповедал делать «двух крувов», младенцев с лицами мальчика и девочки и с крыльями, что-то похожее на ангелов, и между двух крувов Г‑сподь говорил с Моше. Попробуем найти, где еще в Торе упоминается слово крувим? Единственный раз это слово появляется в начале Книги Брейшис, где после описания Сотворения мира, мы читаем «И насадил Г‑сподь Б‑г сад в Эдене, и поместил там человека, которого создал» (Брейшис, 2: 8) Затем Творец повелел Адаму и Хаве не есть плоды Древа познания добра и зла. Однако они не смогли выполнить это повеление, вкусили запретный плод и были наказаны. Тора говорит: «И изгнал Он человека и поместил к востоку от сада Эденского крувим и… меч обращающийся, чтобы охранять путь к Древу жизни» (Брейшис, 3 :24). Крувим указывают нам на то, что Ган-Эден и Мишкан связаны между собой. В Ган-Эдене Адам был вместе с Б‑гом: «И услышали голос Г‑спода Б‑га, проходивший по саду…» (там же, стих 8). Адам согрешил, был изгнан из рая и фактически изгнал Б‑га из этого мира. Из-за греха Древа познания Б‑жественное присутствие покинуло землю и поднялось на небеса. Много поколений сменилось с тех пор, и вот Б‑г пожелал, чтобы сыны Израиля создали Ему жилище в нижних мирах. Всевышний захотел, чтобы человек создал Ган-Эден здесь, на земле, чтобы было место, где Шхина пребывала в материальном мире и был слышен Его голос между двух крувим. Об этом Любавичский Ребе пишет в майморе «Боси легани» 10 швата 5711 года со ссылкой на «Мидраш рабо»: «Я пришел в Свой сад, в Мои свадебные покои — в место, которое было изначально основным для Меня… из-за греха Древа познания Шхина поднялась с земли на небеса… Пока не появился Моше, который был седьмым (а все седьмые — любимы) и спустил Шхину вниз на землю… И основное раскрытие святости было в Храме, как сказано: «И сделают Мне Святилище, а Я буду обитать среди них».

Сегодня наша задача — завершить привлечение присутствия Всевышнего, Его сути, в наш мир. Для этого мы должны стремиться превратить каждый еврейский дом в «жилище для Всевышнего», в Ган-Эден — рай, прекрасное место, полное радости, мира и любви, где слышен голос Творца.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (759 КБ).

Comments are closed.