Братские чувства — не только к братьям

This post was written by Синий Вечер on Январь 5, 2017
Posted Under: Vaigash,vayigash

Канун Шабос главы «Ваигаш»
8 тейвеса 5777 года / 6 января 2017 г.

Новости, связанные с Эрец-Исро­эль, регулярно и повседневно появляются в средствах массовой информации по всему миру. На прошлой неделе в Организации Объединенных Наций прошло еще одно голосование, которое повергло в изумление здравомыслящую часть человечества. Правда, ООН уже много раз доказывала, что ненавидит Израиль, но нынешнее проявление ненависти к еврейскому народу и Израилю поистине гротескно. Ибо нет ничего более абсурдного, чем принятая Советом безопасности ООН резолюция, признающая еврейские поселения незаконными, призывающая Израиль прекратить все строительство в поселениях и отступить к границам 1967 года. Согласно этому решению и Еврейский квартал в Иерусалиме и Стена плача являются территорией, «оккупированной» Израилем, то есть, фактически, не должны принадлежать еврейскому государству! Это очередная безуспешная попытка антиизраильского заговора. Америка воздержалась при голосовании — администрация Обамы, отказавшись наложить вето, также помогла антисемитским силам ООН принять эту позорную резолюцию…

Абсурдность резолюции особенно наглядна, если посмотреть на то, что происходит сегодня в мире. В то время как Совбез ООН не сделал ничего, чтобы остановить убийство полумиллиона человек в гражданской войне, которая уже несколько лет идет в Сирии, чтобы защитить десятки тысяч людей, убитых в Судане, чтобы погасить пламя ненависти, бушующее по всему Ближнему Востоку, он позорно цепляется к Израилю, отстаивающему свое право на существование! Администрация Обамы и Совет безопасности решили сделать из единственной демократии на Ближнем Востоке — Государства Израиль — козла отпущения. Какой позор, но это им не поможет! Израиль должен отвергнуть это решение так же, как отклонил резолюцию ООН 1975 года, определившую сионизм как форму расизма. Потребовалось время, но, в конце концов, в 1992 году это решение было отменено. Пройдет время, и новая резолюция тоже будет отменена, с Б‑жьей помощью.

Я считаю, что Израиль должен прекратить финансирование тех учреждений ООН, которые враждебно к нему относятся. Это решение, несомненно, ускорит начало коренных изменений в ООН, которые произойдут под финансовым давлением, или, может быть, даже угрозой покинуть эту организацию со стороны других друзей Израиля, включая Соединенные Штаты (администрация Трампа). Многим надоела враждебность ООН по отношению к Израилю. Эта организация в последние годы стала карикатурой на саму себя. Иначе нельзя назвать организацию, которая занимается чуть ли не каждый день осуждением политики Израиля, бесполезно растрачивая миллиарды долларов, вместо того, чтобы помогать странам, действительно нуждающимся в помощи. Ведь именно для этого после окончания Второй мировой войны была создана ООН…

Очень радует и греет душу проявленная в эти дни солидарность евреев во всем мире, которые сначала пытались различными путями воздействовать на все политические силы, способные предотвратить принятие этого решения, а затем захотели наказать тех, кто проголосовал за эту странную резолюцию. Наилучшим последствием случившегося стало новое пробуждение чувства взаимной ответственности в еврейских душах, которое всегда было у евреев, из-за которого, может быть, нас и больше ненавидят. Однако именно это помогло нашему народу в течение всего исторического пути преодолевать и побеждать антисемитизм.

* * *

Последние несколько недельных глав Торы, которые мы читали, знакомят нас с историей жизни Йосефа-праведника. В главе «Вайейшев» говорится о том, что когда Йосеф пришел в Шхем, чтобы повидать братьев, Шимон и Леви предложили: «Пойдем и убьем его…» (Брейшис, 37: 20). И дальше Тора рассказывает: «И услышал Реувен и высвободил его из их руки, сказав: «Не нанесем ему удара смертного!.. Бросьте его в эту яму, которая в пустыне, но руки не наложите на него!» — чтобы высвободить его из их руки, возвратить его к его отцу» (там же, стихи 21–22). Братья прислушались к словам Реувена и бросили Йосефа в яму, но затем достали его оттуда и продали в рабство.

Тора продолжает повествование: «И вернулся Реувен к яме, и вот нет Йосефа в яме. И разорвал он одежды свои. И вернулся он к братьям своим и сказал: «Ребенка нет! А я, куда мне деться?!» (там же, стихи 29–30). Мы видим, что Реувен не присутствовал при продаже Йосефа, а когда он вернулся, было уже слишком поздно. Что же вынудило Реувена уйти и оставить Йосефа в яме? Раши приводит два объяснения. Первое: «В момент продажи его не было там, потому что в тот день была его очередь прислуживать отцу», — между братьями было договорено, что они по очереди ухаживают за состарившимся Яаковом. В тот день как раз была очередь Реувена, поэтому он оставил своего младшего брата и пошел к отцу, а когда вернулся, обнаружил, что Йосеф был продан. Другое объяснение: «Облачившись во вретище, он соблюдал пост — за то, что расстроил ложе своего отца». А история такова: у Яакова было четыре жены — две сестры Рахель и Лея, которых все знают, и менее известные рабыни Бильѓа и Зилпа. Пока Рахель была жива, Яаков жил в ее шатре, как следует из объяснения Раши: «Шатер Яакова — это шатер Рахели, ибо Яаков был у нее постоянно» (комментарий на Брейшис, 31: 33). А когда Рахель умерла, «взял Яаков свое ложе… и перенес его в шатер Бильѓи. Тогда Реувен пришел вступиться за свою мать. Он сказал: «Если сестра моей матери была ей соперницей, неужели рабыне сестры моей матери быть соперницей при матери моей?» Поэтому он расстроил отцовское ложе» (комментарий на Брейшис, 35: 22). Впоследствии Реувен раскаялся в том, что вмешался в дело, которое его не касалось, потому и соблюдал пост.

Любавичский Ребе считает: то, что Реувен одел рубище и постился вместо того, чтобы охранять брата, сделало возможными и продажу Йосефа, и египетское изгнание, и все остальные беды народа Израиля, которые были результатом этого изгнания. Из этого мы узнаем, что иногда, когда раввины и еврейские лидеры делают много хорошего, но не заботятся о самих детях Израиля, это может привести, в конце концов, к событиям, подобным продаже Йосефа, не дай Б‑г! И так происходит и до сегодняшнего дня.

Но, в конечном счете, продажа Йосефа имела и положительные последствия. В нашей недельной главе «Ваигаш» мы читаем о том, что говорит Йеѓуда наместнику Египта (это был Йосеф, о чем Йеѓуда в тот момент еще не знал) в ответ на предложение отправить всех братьев домой в землю Ханаан, за исключением Биньямина, который в наказание за «кражу» серебряного кубка должен был остаться рабом в Египте. Йеѓуда заявил, что он готов поменяться местами с Биньямином: «И ныне, пусть же останется раб твой вместо отрока рабом моему господину, а отрок взойдет со своими братьями» (Брейшис, 44: 33). Йеѓуда был согласен стать рабом в Египте, чтобы Биньямин вернулся домой. Это проявление настоящей самоотверженной братской любви!

Почему Йеѓуда был готов пожертвовать своей жизнью ради брата? Ведь это не совсем обычный поступок. Естественно, что брат готов помочь брату, но остаться вместо него рабом в Египте на неопределенное время только для того, чтобы брат смог вернуться домой, — это исключительный поступок. Братья и сестры помогают друг другу, но не часто жертвуют при этом всем. Скорее на такую самоотверженность способны родители, но не братья. Возможно, объяснение состоит в том, что именно Йеѓуда предложил продать Йосефа. «И сказал Йеѓуда братьям своим: «Что пользы, если убьем мы нашего брата и сокроем его кровь? Пойдем, продадим его ишмоэльтянам, и руки нашей не будет на нем, ибо наш брат, наша плоть он». И его послушали братья его» (Брейшис, 37: 26–27). Именно Йеѓуда вступился за брата, ибо он пал столь низко, что предложил продать своего брата в рабство, что считается совершенно не приемлемым для братьев и сестер. Да, бывает, что братья не разговаривают друг с другом в течение многих лет, — часто это результат ссоры из-за денег, наследства или что-либо подобное. Но продажа в рабство — поступок, выходящий за рамки всех норм и правил! Именно столь низкое моральное падение привело Йеѓуду к такому величественному возвышению. В случае с Биньямином он был готов отдать за него свою жизнь.

Нам становится ясно, что продажа Йосефа принесла еврейскому народу понимание того, что «все сыны Израиля ответственны друг за друга». Первым об этом сказал Йеѓуда: «Я поручился за него». Забота, которую проявляют евреи друг о друге, выражается и в том, что американские евреи помогают совершенно не знакомым им евреям, живущим в Украине, Аргентине или Израиле. Это все результат продажи Йосефа. Именно с него начинается самое большое возвышение, которое выше всякого понимания. Это самоотверженная готовность отдать свою жизнь за другого еврея. Ни у одного другого народа мы не найдем такого, что одного его представителя волнует то, что происходит с другим, живущим от него за сотни километров. И речь идет не о членах двух семей, разделенных только одно поколение тому назад и чувствующих принадлежность друг к другу. Это люди, разъединенные две тысячи лет тому назад, ушедшие в изгнание — кто в Европу, а кто в Северную Африку или в Азию. Но даже две тысячи лет спустя они все еще испытывают такое же чувство ответственности и поручительства друг за друга. Это понятие существует только в среде еврейского народа. А дар этот мы получили от продажи Йосефа, которая навсегда внесла в еврейское сознание понимание важности взаимной ответственности: «Все сыны Израиля ответственны друг за друга». И, надеюсь, события последнего времени, включая все недавние потрясения, в конце концов, приведут к тому, что люди будут более чувствительны к заботам народа Израиля в целом и особенно той его части, которая живет в Сионе…

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (667 КБ).

Comments are closed.