БАЛАНС В ЕВРЕЙСКОМ КАЛЕНДАРЕ

This post was written by Синий Вечер on Январь 5, 2017
Posted Under: Без рубрики

Автор текста: M. Bruk   (США)

05.01.2017 14:56

БАЛАНС В ЕВРЕЙСКОМ КАЛЕНДАРЕ В еврейском календаре регулярно встречаются пары дат, которые создают между собой баланс.

Суровый Йом-Кипур и идущий за ним веселый Суккот.

Не заполненный мицвот таинственный Шмини-Ацерет и идущий сразу после него бурлящий радостью, танцами и лехаимом – Праздник Симхат-Тора (В Израиле они идут в один день, в диаспоре разделены на два отдельных дня).

Пост Первенцев перед Песахом.

49 (полутраурных) дней Сфират а-Омер перед  возвышенным праздником Шавуот.

Пост Эстер перед Пуримом.

Пост Гедалья после Рош а-Шана.

После суровых трех недель от 17 Тамуза до 9 Ава – радостный день 15 Ава.

Сейчас мы проходим похожую пару зимних дат.

Недавно прошел восьмидневный радостный праздник Ханука. И через неделю после него мы попадаем в грустный пост 10 Тевета.

Давайте попробуем осмыслить эти связки.

Йом-Кипур и Суккот – демонстрируют идею, что очистившись в День Йом-Кипур мы в том числе демонтируем барьеры между нами и Б-гом и это впускает в нас огромную радость, идущую от Б-га и от его обновленных отношений с нами.

Шмини Ацерет перед Симхат-Торой выглядит (условно говоря) как «затишье перед бурей» веселья.

В Пост первенцев мы понимаем, что во время казни египетских Первенцев мы тоже могли погибнуть.

Или говоря более точно, если евреи, ассимилируясь, считают себя Египтянами (греками, немцами, русскими, американцами и др…), то во время Б-жьего Гнева на злодейские народа (Египтяне поработили и мучили евреев) такие ассимилированные евреи могут попасть под «горячую руку» Б-жественного Гнева.

Поэтому, «выдавливая» из себя египтянина в пост – мы рождаем в себе еврея в Песах.

49 дней сфират  а-омер – мы возвышаем свои  черты характеры (мидот), связанные  со сфирот, чтобы удостоиться  дарования Торы в Шавуот.

В Пост Эстер мы набираемся серьезности перед весельем Пурима,  и также вспоминаем, что всяческие Аманы «не дремлют» и могут нас сильно напрягать.

Есть и другие варианты объяснений.

Например, есть утилитарная польза от поста Гедальи  — после двух дней обильных застолий в Рош а-Шана (еврейский Новый Год) как говорится «сам Б-г велел» провести разгрузочный день (пост), но заодно и приурочить его к памяти убитого предателями Гедальи.

И наоборот – после трех летних недель ограничений и двух постов, после скорби о разрушении Храмов – мы получаем «луч света в конце тоннеля» в виде 15 Ава – «Дня Любви».

ЗИМНИЙ «БУКЕТ»

Долгая зимняя ночь – это весьма темный период, когда мало солнечного света вокруг нас.

У всех народов есть свои зимние праздники в которые люди зажигают свечи, внося Б-жественный свет в природную ночь.

У нас евреев этот выдающийся процесс в виде Хануки занимает целых восемь дней.

Восемь это выход над семеркой земного мира – в мир чудес, Высшего мистического Света и памяти о Храмовой Меноре.

Но наши мудрецы и здесь блюдут баланс и через неделю после Хануки вводят очень маленький пост. Маленький, потому что самый короткий.

Он символизирует тьму, которая сжалась в один короткий день – против восьми дней света Хануки.

Это работает такая небольшая духовная «гомеопатия» — немного тьмы, чтобы не было «перекоса» в много Света.

Когда мы постимся, мы преобразуем эту тьму, при этом мы как-бы не даем пищу этой тьме (то есть сажаем тьму на голодный паек). Как поется в песне «Щоб згинули наши вороги!»

После этого мы окрыленные смотрим вперед в Ту би-Шват, который символизирует начало пробуждения сил природы (в сокрытом формате) и Пурим – когда зима и Аман проигрывают наступающим силам весны и Эстер.

Баланс – это ключевая черта еврейского календаря.


Comments are closed.