Рамбам и аль-Газали

This post was written by Синий Вечер on Ноябрь 7, 2016
Posted Under: еврейская философия,ислам,Рамбам

Хотя это невозможно точно показать, представляется очень возможным, что Маймонид читал «Самоопровержение философов» и испытал его влиятие, формулируя противоречащие концепции Бога религии, дающего свободу воли, и Бога философии, ограниченного неизменностью природы (Наставник колеблющихся, анг. ed. by S. Pines [1963], cxxvii). Параллель между аль-Газали, пытавшегося в «Возрождении наук о вере» примирить ислам и суфизм, и Маймонидом, пытавшимся примирить ѓалалху и философию в «Наставнике», поучительна. Желание Маймонида написать всеохватывающее произведение по закону, включающее и неѓалахические аспекты, может быть также инспирировано структурой «Возрождения» аль-Газали. С.Харви указал на точные совпадения «Книги Знания» аль-Газали — первой книги «Возрождения» — и «Книги Знания» Рамбама, первой книги «Мишне Тора». Этот учёный, а также другие, показали, что на Маймонида оказали влияние также способы достичь Божества, предлагаемые аль-Газали, а также его концепты Божественной любви, духовного наслаждения и его представления о грядущем мире.

[Amira Eran (2nd ed.)]
Source: Encyclopaedia Judaica. © 2008
http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0007_0_07265.html

Ну и ещё там о влиянии аль-Газали на Йегуду Галеви и на «Эмуна рама» Аврагама ибн Дауда. А о более поздних и говорить нечего. «Ниша светов» переводилась на иврит как минимум дважды (по статье А.Элькаяма), а «Мнения философов» — трижды. «Опровержение философов» тоже переводилось, см. там в статье.
Это о том, существует ли средневековая еврейская философия.

Книгу «Возрождение религиозных наук» (первая четверть) можно скачать здесь http://vk.com/doc-18665550_310575214, посмотреть в предисловии аль-Газали план всей книги и сравнить с содержанием «Мишне Тора», особенно начала. Мне это бросилось в глаза, как только «Возрождение» попало ко мне в руки.

Comments are closed.