Не откладывая на следующий год…

This post was written by Синий Вечер on Октябрь 27, 2016
Posted Under: b'reishis,Берешит,Брейшис

Канун Шабос главы «Брейшис»
26 тишрей 5777 года / 28 октября 2016 г.

После совершения Ѓавдолы на исходе Симхос-Тойре один еврей спросил меня: «Мы закончили чтение Слихойс, прошли через Десять дней раскаяния, отметили Рош ѓаШоно, соблюдали пост и молили о прощении в Йом-Кипур и даже отпраздновали Суккос и Симхос-Тойре. А что я должен делать теперь, если совершу ошибку или согрешу? Мне хотелось бы раскаяться в своих грехах сразу же, а не ждать дни Слихойс и начало следующего года, чтобы все исправить!»

Думаю, что ответить на этот вопрос нам поможет наша сегодняшняя недельная глава «Брейшис», в которой рассказывается, что два родных брата Каин и Ѓевель принесли жертву Б‑гу. «И принес Каин от плодов земли дар Г‑споду». По словам Раши — «из худшего». А «Ѓевель, принес также и он от первородных стада своего и от их туков», — лучшее из овец в его владении. По этой причине «призрел Г‑сподь на Ѓевеля и на его дар. А на Каина и на его дар не призрел». Иными словами, Всевышний принял жертву Ѓевеля: огонь, сошедший с неба, поглотил ее. А приношение Каина не было принято. «И досадно стало Каину очень, и поникло его лицо» (Брейшис, 4: 3–5). Затем Тора говорит: «И когда они были в поле, восстал Каин на Ѓевеля, брата своего — и убил его…» (там же, стих 8).

Адам и Хава потеряли своего сына Ѓевеля и очень горевали. Мидраш «Ялкут Шимони» рассказывает, что Адам и Хава сидели, плакали и не знали, что делать с телом Ѓевеля. Далее мидраш сообщает, что один ворон, у которого умер друг, сказал: «Я научу этого человека, что надо делать». Он обмыл друга, вырыл яму в земле и похоронил его в этой могиле. Адам сказал: «Сделаем, как этот ворон». Он обмыл тело Ѓевеля и закопал его в земле.

Рассказанное в мидраше — не просто история, ибо имеет особое содержание и глубину. Если мы изучим детали этой истории и поймем их значение, то мы сможем понять и смысл сообщения, переданного нам, и то, чему мидраш учит нас. Создав первого человека, Творец повелел ему: «От всякого дерева в саду можешь есть; но от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь (Брейшис, 2: 16–17). Прошло немного времени, и змей убеждает Хаву вкусить плод древа познания. Он говорит ей: «В день, когда станете есть от него, откроются ваши глаза, и будете вы как Б‑г, ведающими добро и зло» (Брейшис, 3: 5). Хава поддалась соблазну. «И увидела жена, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глаз, и желанно дерево для постижения. И взяла она от его плодов и ела, и дала она также мужу своему при ней, и он ел» (там же, стих 6). Змей добился своего: Адам и Хава вкусили от древа познания и были приговорены к смерти, точнее — лишились бессмертия.

После того, как Г‑сподь пришел и обличил их, каждый получил свое наказание — и Адам, и Хава, и змей. Затем Всевышний сказал: «И ныне, как бы он не простер свою руку и не взял бы также от дерева жизни, и не вкусил бы, и не стал бы жить вечно. И отослал его Г‑сподь Б‑г из сада Эденского возделывать землю, откуда он взят» (Брейшис, 3: 22–23). Скрытая причина того, что Творец изгнал Адама и Хаву из Райского сада, причина, по которой Б‑г теперь не хотел, чтобы человек жил вечно, связана с самим грехопадением. До того, как человек согрешил, — он был весь добро. Но теперь, после того, как ел плод древа познания, в нем смешалось добро и зло. По словам змея: «и будете вы… ведающими добро и зло». И если они будут жить вечно, то и связанное с ними зло тоже получит вечное существование. Адам и его потомки были осуждены на смерть, чтобы положить конец злу. Адам и Хава поняли, что в результате их греха понятие смерти, не дай Б‑г, стало частью природы мира. Духовные жизненные силы человека истощаются, что приводит к физической смерти — и это для того, чтобы зло не существовало вечно. Они ясно осознали это, но пока их понимание ограничивалось только тем, что естественная смерть является частью поправки, внесенной вследствие совершенного ими греха. Когда Каин убил Ѓевеля, когда один человек силой лишил другого жизни, это стало столь великим моральным падением, такой низкой подлостью, что они не знали, как противостоять этому. Они были в полном недоумении, не зная, что делать со столь огромным проявлением зла.

Каин символизирует все отрицательное, что есть в человеке, это его злое начало. Ѓевель символизирует все положительное и хорошее в человеке, это его доброе начало. Когда Каин убил Ѓевеля, когда зло победило настолько, что отобрало жизнь у добра, — Адам и Хава не знали, как бороться с таким злом и как исправить то, что произошло. И в этот момент рядом оказался ворон, который научил их, что надо делать. Ворон — хищная птица, и по природе своей отличается жестокостью. Воздавая хвалу Создателю, царь Давид говорит: «Дает Он животному пищу его, птенцам ворона, когда они взывают» (Теѓилим, 147: 9). Почему воронята просят Всевышнего, и Он кормит их вместо их родителей? Наши мудрецы говорят, что неоперившиеся воронята имеют светлую окраску, очень отличающуюся от черного цвета своих родителей. Поэтому родители отказываются от них, и птенцы вынуждены обратиться за помощью к Б‑гу, Который посылает им на съедение комаров. Затем, подрастая, птенцы чернеют, и родители возвращаются к ним (Талмуд, трактат «Ксубойс», 49). Ворон, хищный по природе, жестокий по отношению к своим маленьким птенцам, символизирует страшное падение в отношениях между людьми, самый низкий уровень — и он тот, кто похоронил своего друга и научил Адама, как исправить столь отрицательное деяние.

Занятие погребением называется «истинным милосердием». Наш праотец Яаков перед смертью попросил своего сына Йосефа: «Сделай мне милость истинную: не хорони же меня в Египте!» (Брейшис, 47: 29). Мидраш говорит, что милость, которую мы проявляем к умершим, занимаясь их погребением, является «истинным милосердием». Простое объяснение этому заключается в том, что, хороня умершего, мы не рассчитываем на какое-либо вознаграждение от него. Ведь он не может даже сказать «спасибо»! Поэтому, когда человек совершает столь великий грех, падает так низко, как Каин, убивший Ѓевеля, насильно забравший жизнь у человека, когда зло столь сильно — приходит ворон, хищная птица, проявляющая жестокость по отношению к своим маленьким слабым птенчикам, и учит Адама и Хаву, как можно это поправить. Нужно увеличить в мире количество проявлений милости и добра, до безграничной благодати. Надо стремиться к «истинному милосердию», добавив позитивные действия, чистую доброту, безусловную душевность без мысли о том, что мы получим взамен. Такому грехопадению можно противопоставить только полное и искреннее раскаяние. Необходимо усилить свет и благодать, постоянно подниматься к вершинам духовности. Это и есть наш ответ на вопрос, как покаяться в грехах и вернуться на путь праведный: постоянно приумножать свет и добро в мире. Против зла мы должны выдвигать положительные силы добра. Пусть даже самую глубокую темноту зла осветит безграничный свет добра и милосердия наших душ!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (747 КБ).

Comments are closed.