Новогодние диалоги с Б-гом

This post was written by Синий Вечер on Сентябрь 30, 2016
Posted Under: rosh hashanah,Рош ѓаШана,Рош ѓаШоно

Канун Шабос главы «Ницовим»
27 элула 5776 года / 30 сентября 2016 г.

Всего несколько дней отделяют нас от Рош ѓаШоно. Я, как и все раввины в мире, среди других приготовлений к празднику, начал готовить свои выступления перед прихожанами: проповедь перед собравшимися на праздничную молитву и наброски бесед за праздничным столом (речь идет о четырех трапезах) и перед трублением в шойфар в первый и второй день праздника. Перечитывая заново многочисленные сихойс, которые Любавичский Ребе произнес на протяжении более чем сорока лет, я наткнулся на беседу, в которой объясняется, что на самом деле все молящиеся, которые собираются в синагогах в Рош ѓаШоно, приходят, чтобы услышать речь Всевышнего. В ней Творец говорит, почему нам, как народу Израиля, стоит снова избрать Его себе в Цари. А мы в ответ на Его слова, избирая Создателя нашим Царем, тоже произносим речь о том, почему Он может выбрать нас снова. Ребе говорит, что молитва в Рош ѓаШоно, как и в Шабос и дни праздников, делится на две части: собственно молитва и чтение Торы. Тора — это обращенные к нам речи Всевышнего. Тора сравнивается с водой, которая спускается сверху вниз, так как Тора снисходит от Б‑га к нам, чтобы мы знали, чего Создатель хочет от нас. Следовательно, чтение Торы и Ѓафторы (отрывка из книг Пророков) на Рош ѓаШоно — это речь Творца, обращенная к народу Израиля. С другой стороны, молитва сравнивается с огнем. Как огонь поднимается снизу вверх, так и наши молитвы возносятся к Небесам. Так что молитвы на Рош ѓаШоно — это наши речи, обращенные к Всевышнему.

В Торе Б‑г обращается к нам с историей рождения Ицхока. В течение тридцати лет Всевышний обещал Авраѓаму, что у него родится сын. Авраѓаму было уже семьдесят, когда Б‑г первый раз дал ему это обещание. И Сара уже не была молодой, ей было шестьдесят лет. С тех пор минуло 17 лет, и ничего не произошло. Тогда Саре пришла в голову мысль, что Авраѓам должен жениться на ее служанке Агарь. Авраѓам, который делал все, что говорила ему жена, согласился и женился на Агари, которая родила ему сына, названного Ишмоэль. Прошло еще тринадцать лет и, наконец, родился Ицхок. Тогда Сара прогнала Агарь с Ишмоэлем. Они скитались по пустыне, пока Ишмоэль чуть не умер от жажды. И Всевышний сотворил чудо: Агарь нашла воду. Творец спас Ишмоэля и пообещал, что от него также произойдет многочисленный народ. Таково содержание обращенной к народу Израиля речи Всевышнего в первый день Рош ѓаШоно. Тем самым Творец говорит нам: «Я обещал Авраѓаму сына, никто не верил, что это произойдет. Конечно, потребовалось некоторое время, но, в конце концов, Я сдержал Свое обещание и у него родился сын — Ицхок. Я не сделал это за счет Ишмоэля, его потомки тоже стали большим народом» (все арабы происходят от Ишмоэля). Когда Г‑сподь дает человеку сына или что-нибудь еще, это никогда не происходит за счет кого-то другого. Он дал сына Саре, но не обездолил сына Агари. От Ицхока пошел народ Израиля, от Ишмоэля тоже произошел многочисленный народ. Милостей и благодеяний Всевышнего хватит на всех.

Затем Творец продолжает Свою речь в Ѓафторе первого дня Рош ѓаШоно. Мы узнаем историю Ханы, которая была замужем за Эльканой. И была у Эльканы еще одна жена по имени Пнина, которая родила ему детей. У Ханы же детей не было. Хана пошла в Мишкан в Шило, чтобы молиться и просить у Б‑га детей. На этот раз Создатель не открылся ей и не пообещал детей, но первосвященник Эли увидел Хану и спросил, что ее тяготит. Хана ответила ему, что она молится за детей. Эли первосвященник заверил, что Всевышний выполнит ее просьбу. И Г‑сподь смилостивился над Ханой: вскоре после этого она забеременела и родила сына Шмуэля, который стал пророком (Шмуэль I, 1: 1–20). В этой части Своей речи Всевышний говорит, что мы можем рассчитывать на то, что наши мольбы будут услышаны и просьбы выполнены. Иногда это занимает немного больше времени, чем хотелось бы. У нас не хватает терпения. Мы хотим, чтобы все уже исполнилось. Но, в конце концов, Он проявляет себя сверх всяких ожиданий. Кто мог подумать, что настанет время, когда евреи смогут исполнять заповеди Торы в любой точке мира. Кто бы поверил, что в один прекрасный день не будет на планете ни одного правительства, которое официально не позволит евреям исповедовать свою религию.

После таких речей, разве можно в чем-либо сомневаться?! Мы с уверенностью трубим в шойфар и возводим Всевышнего на царство над всей землей. Такова ежегодная церемония инаугурации Властелина Вселенной, которую проводит народ Израиля.

После этого подходит наша очередь убедить Б‑га избрать нас снова своим народом-представителем на земле. Наша речь — это молитва Мусаф, в которой мы обращаемся к Творцу и напоминаем, с каких пор мы остаемся верны Ему. Мы пересказываем историю жертвоприношения Ицхока, когда Авраѓам был готов принести в жертву своего единственного сына только потому, что так повелел Всевышний. Затем мы напоминаем о еще одном важном событии — Исходе из Египта. Мы помним, как целый народ был готов покинуть свои оседлые места и идти в пустыню. О чем Всевышний Сам говорит: «Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, как шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной» (Ирмияѓу, 2: 2). Никто не спросил, где возьмем подгузники для младенцев, не поинтересовался, где достанем лекарства для пожилых людей. И вообще, никто не задавал никаких вопросов, в том числе, как жить в пустыне без еды, воды и крыши над головой. Моше сказал: «За мной!» — и все пошли. Затем мы добрались до горы Синай и получили Тору. Ни один народ в мире не захотел исполнять Десять заповедей. Ишмоэльтяне, внуки Агари, не захотели следовать заповеди «не укради». Они не были готовы отказаться от хорошей жизни за чужой счет. Сыновья Эйсава не были готовы исполнить заповедь «не убий». Они помнили наказ: «Мечом твоим жить будешь» (Брейшис, 26: 40). Так ангелы шли от одного народа к другому, предлагая свой «товар», и никто не был готов принять его. Только народ Израиля сказал: «Сделаем и услышим!» И с тех пор нет людей в мире, которые сохраняли свою веру и традиции так, как сыны Израиля. Все другие народы на протяжении веков меняли свою веру, традиции и способы поклонения по мере необходимости и под влиянием силы, в зависимости от того, в какой стране они жили. Римляне стали христианами, арабы — мусульманами и так далее. Только евреи оставались верны своей религии и наследию праотцев. Народ Израиля может быть занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Где еще вы можете найти народ, который уже три тысячи триста лет верит в одного и того же Б‑га, исполняет Его заповеди и соблюдает одни и те же традиции. Где еще есть народ, который упорно в течение почти четырех тысяч лет продолжает исполнять заповедь обрезания. Не играет роли, что говорят об этом в современной Германии или говорили в России сталинских времен. Независимо от того, встречают ли евреи на своем пути сопротивление или высмеивание, они всегда будут делать обрезание. Наш народ будет делать это не потому, что Ассоциация педиатров США официально заявила, что обрезание приносит пользу здоровью детей (вообще люди, которым сделали обрезание, и в самом деле более здоровы, что, в конечном итоге, экономит деньги системы здравоохранения). Евреи делают обрезание потому, что так заповедал нам Г‑сподь четыре тысячи лет назад.

С такой волнующей и убедительной речью мы обращаемся к Творцу, главная мысль которой звучит так: «Где найдешь другой такой народ?!» Нам не стыдно показать ему нашу запись как народа. Конечно, иногда отдельные наши представители могут немного провиниться здесь и там, но, в конечном счете, когда речь идет о важных вопросах, народ Израиля не разочаровывал и никогда не разочарует Создателя. Поэтому в своих речах в первый и второй день Рош ѓаШоно, мы говорим Ему: «Отец наш Небесный! Выбери нас и дай нам хороший и сладкий год! Мы обещаем, что оправдаем оказанное доверие и заслужим всех великих благ, что Ты дал нам!».

Мои речи, как правило, вдохновляют людей на понимание всего вышесказанного. Однако, что действительно имеет значение, так это наше совместное выступление — наша молитва. Так что, дорогие друзья, я буду рад видеть вас всех в воскресенье вечером, в первую ночь Рош ѓаШоно, а затем в понедельник и во вторник днем и вечером в синагоге, где вся общины вместе будет слушать речи Творца, трубить в шойфар и короновать Царя Вселенной. А затем мы все вместе произнесем нашу самую важную речь: «Отец наш, благослови нас всех вместе, светом Лица Твоего!»

Желаю вам хорошего и сладкого года! Ксиво вехасимо тойво всем нам!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (1,22 МБ).

Comments are closed.