Что сказали бы перипатетики, дай им в руки телескоп

This post was written by Синий Вечер on Сентябрь 18, 2016
Posted Under: еврейская философия

О проблеме сотворения из ничего в еврейской философии писали многие. Вот обстоятельный, хотя слегка сумбурный, обзор по-русски: http://lkitross.livejournal.com/133538.html. В целом можно сказать, что с точки зрения аристотелианской логики ни сотворение из ничего, ни сотворение из первоматерии, ни предвечность мира не доказываются и не опровергаются. Еврейская традиция отвергает предвечность мира, но на вопрос о первоматерии никакого ответа не даёт. Рамбам отвечает на этот вопрос уклончиво. Рамбан изящно обошёл проблему, заявив в комментарии на первый стих Торы, что Бог сделал весь мир из первоматерии, но её саму — точнее, две первоматерии — сотворил из ничего, и больше ничего из ничего не творил. Ральбаг, Абраванель, Ибн Тиббон и другие были за первоматерию. Каббала принимает творение из ничего, причём перманентное творение.
К чему я? К тому, что раз логика молчит, традиция молчит, а философы не могут переубедить друг друга, этот вопрос о природе относится к сфере науки. Нужно спросить специалистов по возникновению мира. А современная космология (по Линде и Муханову), насколько я её понимаю, не даёт возможности говорить о возникновении нашего мира из ничего, в любом значении этого слова и в любом приближении, и в этой гипотезе не нуждается, потому что утверждает, что может сказать, что было до возникновения нашей Вселенной и как оно называлось. Эта космология не опровергается никакими экспериментальными данными и вроде бы непротиворечива. Таким образом, теории о возникновении из ничего встречают больше проблем при столкновении с опытом, чем теории о возникновении из чего-то.

Comments are closed.