В знак нашей благодарности…

This post was written by Синий Вечер on Сентябрь 2, 2016
Posted Under: r'eh,Ръэ,Ръэй

Канун Шабос главы «Ръэй»
29 менахем-ова 5776 года / 2 сентября 2016 г.

Этим летом выпал нам случай пообедать вместе с нашими детьми в одесском кошерном ресторане «Розмарин». В конце трапезы, как и полагается, нам принесли счет, который был вложен в небольшую коробочку, куда моя жена, в свою очередь, положила деньги с учетом десяти процентов «за обслуживание». Один из детей взял коробочку, посмотрел внимательно на счет, затем пересчитал деньги и сказал: «Мама, ты дала больше денег, чем тут написано». Моя жена объяснила, что есть такое понятие, которое называется на английском и иврите «тип», а по-русски «чаевые», — это деньги, которую клиенты дают работнику в дополнение к оплате в знак благодарности за обслуживание. Размер чаевых зависит от обычаев той или иной страны, характера и объема услуг и, конечно, их качества. Во всем мире чаевые принято давать работникам сферы услуг: официантам, обслуживающему персоналу в отелях, водителям такси, гардеробщикам, парикмахерам, массажистам, курьерам, мойщикам автомобилей и многим другим.

А что говорит Тора по вопросу чаевых? В нашей недельной главе «Ръэй» рассказывается о законах, связанных с рабами: «Если будет продан тебе твой брат… то будет служить тебе шесть лет, а в седьмой год отпусти его от себя на волю» (Дворим, 15: 12). В каких же случаях еврей мог стать рабом? Один из вариантов — по приговору суда могли продать вора, у которого нечем было выплатить украденную сумму, другому еврею в рабство на шесть лет, а деньги от продажи отдавали тому, у кого он украл… Далее Тора дает нам очень важное повеление: «А когда отпустишь его от себя на волю, не отпускай его с пустыми руками. Ты должен снабдить его от твоего скота мелкого и от твоего гумна, и от давильни твоей; чем благословил тебя Г‑сподь, Б‑г твой, дай ему» (там же, стихи 13–14). Следовательно, отпуская раба на свободу, хозяин должен был дать ему подарок в знак признания его работы и тем самым умиротворить его за то, что тот шесть лет был у него рабом. Почему? Тора отвечает на этот вопрос так: «И помни, что рабом был ты в Египте» (там же, стих 15). А Раши в своем комментарии дополняет этот ответ: «А Я наделил тебя дважды, от добычи земли Египетской и добычи у моря; так и ты надели его дважды». Народ Израиля находился в изгнании в Египте в течение 210 лет, из которых 130 евреи были рабами. Когда сыны Израиля вышли из Египта, Всевышний сделал так, что они получили «компенсацию» за все многочисленные страдания и само рабство.

Любавичский Ребе в одной из своих бесед объясняет, почему Творец заплатил евреям не один раз, а дважды. Первый раз «от добычи земли Египетской», когда Всевышний повелел Моше: «Говори же во услышание народа: пусть испросит каждый у ближнего своего и каждая у ближней своей вещей серебряных и вещей золотых» (Шмойс, 11: 2). Но Б‑г не удовлетворился этим, и после рассечения Красного моря дал им еще от «добычи у моря» — когда египтяне утонули, все их золото и драгоценности были выброшены морем на берег, а сыны Израиля собрали их и таким образом обогатились второй раз. Поэтому Всевышний требует, чтобы евреи делали то же самое своим рабам, словами мидраша «Сифрей»: «То, что в Египте Я дал вам щедрой рукой, так и ты дай ему щедрой рукой».

В Талмуде (трактат «Санѓедрин», 91а) рассказывается, что египтяне обратились однажды к Александру Македонскому, чтобы судиться с евреями. Они привели доказательства из Торы, где сказано: «И сыны Израиля сделали по слову Моше, и выпросили у египтян вещей серебряных и вещей золотых, и одежд. А Г‑сподь дал милость народу в глазах египтян; и те давали им взаймы; и обобрали они египтян» (Шмот, 12: 35–36). «Верните нам золото и серебро, что вы забрали!» — потребовали египтяне. Сказал тогда мудрецам Гвиѓа бен Псиса: «Дозвольте мне пойти и судиться с ними у Александра. Победят они — скажут: невежду победили; если же я возьму верх, скажут: Тора Моше вас победила». Дозволили ему, и пошел он судиться с ними. Сказал он им: «Откуда доказательства ваши?» Сказали они: «Из Торы». Сказал он им: «Ну так и я приведу доказательства из Торы, в которой сказано: «Всего же времени пребывания сынов Израиля в Египте — четыреста тридцать лет» (там же, стих 40). Дайте же нам плату за работу шестисот тысяч, которых вы порабощали четыреста тридцать лет!» И ушли египтяне прочь с позором». То есть евреи справедливо считали, что это была плата за рабство в Египте.

А давайте вспомним того, кто стал первым еврейским рабом. Тора говорит, что это был Йосеф: «И там с нами отрок-еврей, раб начальника телохранителей» (Брейшис, 41: 12). И Любавичский Ребе говорит от имени своего отца, рабби Леви-Ицхока Шнеерсона, что Йосеф получил компенсацию от фараона в виде того, что тот назначил его своим наместником со всеми причитающимися при этом богатыми дарами и почестями. Кроме того, Йосеф получил подарок от своего хозяина Потифара: «И дал ему Аснат, дочь Потифера, в жены (там же, стих 45). Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иудаизм считает: рабу, отпущенному на свободу, полагается компенсация в первую очередь от его хозяина. Однако если хозяин по какой-либо причине не выдал ему «выходное пособие» или «подъемные», то с точки зрения этики и человеколюбия, само общество должно позаботиться о том, чтобы бывший раб получил компенсацию за все годы рабства и тем самым умиротворить его.

Если сегодня нет еврейских рабов и нет хозяев, то как мы должны выполнять это предписание Создателя? Любавичский Ребе приводит в одной из своих бесед мнение автора книги «Сейфер ѓаХинух» о том, что когда еврей делает для вас какую-то работу, то дополнительно к оплате, которую он получает по согласованию, вы должны дать ему подарок (который в наше время называется «чаевые») в знак признательности. И когда мы дадим «на чай» другому еврею за работу, которую он сделал для нас, то — мера за меру — Всевышний заплатит нам за нашу работу. И не только оплату, которую мы заслуживаем, но даст нам даже «чаевые», в процентном отношении соответствующие той сумме, которую мы даем официанту в ресторане…

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (766 КБ).

Comments are closed.