Слова, которые всегда с нами

This post was written by Синий Вечер on Август 18, 2016
Posted Under: vaes'chanan,Ваэтханан,Воэсханан

Канун Шабос главы «Воэсханан»
15 менахем-ова 5776 года / 19 августа 2016 г.

Сегодня я хочу рассказать вам историю, связанную с именем архиепископа Парижа Жана-Мари Люстиже, умершего в 2007 году. В написанной им самим эпитафии сказано, что он, «приняв христианство, остался евреем».

…Перед Второй мировой войной в Париже жила семья евреев — выходцев из Польши по фамилии Люстигер (во французском произношении — Люстиже): родители с двумя детьми, Аѓароном и Ариеттой. Когда нацисты оккупировали Францию, Люстигеры бежали из Парижа в Орлеан, где нашли убежище в христианской семье. Вопреки воле родителей, Аѓарон решил стать христианином. После крещения он взял себе имя Жан-Мари. В 1943 году его мать была отправлена в концентрационный лагерь в Дранси, а оттуда — в Освенцим, где и погибла. Отец спасся, бежав в неоккупированную зону Франции.

Люстигер учился в Сорбонне, а затем в семинарии Католического института Парижа, после окончания которого стал священником. Поднимаясь вверх по ступеням церковной иерархии, Жан-Мари проявил себя высокоинтеллектуальным философом-богословом, заботящимся об образовании молодежи. Отдавая много сил развитию отношений между католиками и евреями, Люстигер был откровенным противником расизма и антисемитизма. В восьмидесятых годах он пережил духовный кризис, хотел отказаться от сана и репатриироваться — как еврей! — в Израиль. Для этого он даже начал изучать иврит. Тогда Ватикан решил назначить его архиепископом Парижа (возможно, чтобы помешать его иммиграции в Израиль). Он всегда гордился своим еврейским происхождением. Главный раввин Франции рассказывал, что видел его несколько раз в синагоге, читающим Кадиш по матери. Став архиепископом Парижа, он сказал: «Я рожден евреем и остаюсь им, даже если это недопустимо для многих. Для меня призвание Израиля — нести свет народам мира».

В 1987 году католическая церковь решила основать в Освенциме, где погибло более миллиона евреев, монастырь — «подарок папе римскому». Почему возникла идея создания монастыря на территории крупнейшего в мире еврейского кладбища? Это связано с именем погибшей в этом лагере монахини сестры Терезы (урожденной Эдит Штайн). Она родилась в 1891 году в многодетной еврейской семье, получила прекрасное университетское образование в области философии и психологии, защитила диссертацию по феноменологии. Во время Первой мировой войны служила на фронте сестрой милосердия, затем вернулась к преподавательской деятельности и философским занятиям, в ходе которых увлеклась феноменом религии. Это увлечение привело ее к решению обратиться в христианство и стать монахиней. После прихода Гитлера к власти начались гонения на евреев в Германии, и сестру Терезу перевели в монастырь, расположенный в Нидерландах. Однако летом 1942 года и там был отдан приказ арестовать всех крещеных евреев, которых до этого времени нацисты не трогали. Сестра Тереза была отправлена в Освенцим вместе с другими голландскими христианами еврейского происхождения и погибла в газовой камере. Есть свидетельство о том, что она сказала своей сестре: «Вернемся к нашему народу…»

Создание монастыря в Освенциме вызвало отрицательную реакцию и сопротивление в еврейском мире. Тем более что всего за несколько лет до этого евреи обратились к польскому правительству с просьбой разрешить строительство там синагоги. Однако им отказали на том основании, что универсальный характер этого места не позволяет создавать там учреждения какой-то определенной религии… И вдруг — монастырь! Дело дошло до того, что в спор вмешались еврейские лидеры всего мира и Израиля, в конце концов, вопрос был представлен на рассмотрение папы римского Иоанна-Павла II. Люстигер встретился с ним, рассказал, что его мать была убита в Освенциме как еврейка, и сказал, что ни у кого нет права укоренять другую религию там, где лежит прах более миллиона евреев. Это повлияло на решение папы: планы строительства монастыря были отменены.

Перед смертью Люстигер попросил, чтобы на его похоронах прочитали Кадиш. Это его предсмертное желание было исполнено…

* * *

В нашей сегодняшней недельной главе «Воэсханан» Моше впервые произносит «Слушай, Израиль…» — молитву Шма, ставшую символом веры еврейского народа. Возникает вопрос: что означает здесь слово «слушай»? Как всегда, и по этому поводу мнения еврейских мудрецов разделились. Талмуд (трактат «Брохойс», 13а) сообщает нам: рабби Йеѓуда ѓаНоси, составитель Мишны, считал, что значение этого слова — «пусть твое ухо слышит то, что произносят твои уста!» При чтении молитвы Шма недостаточно произносить ее тихо, еврей должен услышать то, что он говорит, заставить себя воспринимать и вникать в каждое слово. Другие мудрецы настаивали на том, что слово «слушай» означает «слушай на любом языке, которым владеешь». То есть, не обязательно читать эту молитву на святом языке, можно произносить ее на любом другом, знакомом молящемуся. Обе эти точки зрения не противоречат друг другу. Еврейский закон предписывает человеку прислушиваться к тому, что он говорит, и вместе с тем дает ему право молиться на любом понятном ему языке. Таким образом, мудрецы учат нас, что мы должны слышать сами и донести до слуха наших детей молитву Шма и сделать это на любом доступном нам языке.

В этом году стала известна история, похожая на ту, с которой я начал статью, — о еврее, который перешел в христианство, но продолжал считать себя евреем. Известно, что по воскресеньям Любавичский Ребе проводил церемонию раздачи долларов. Он стоял возле своего кабинета и, благословляя каждого пришедшего к нему человека, давал ему доллар, который тот должен был пожертвовать на благотворительные цели. Это открывало возможность обратиться к Ребе для тех, кто хотел спросить о чем-то или получить персональное благословение. Конечно, вопрос или запрос должен был быть кратким и лаконичным, потому что тысячи людей ждали своей очереди. Существует короткое видео, опубликованное несколько лет назад, о том, как в 1989 году к Ребе подошел человек, который представился христианином, родившимся в еврейской семье, но в возрасте 29 лет перешедшем в христианство. Он сказал, что любит свой народ и поэтому пишет книги и учит людей тому, что корни христианства — в иудаизме. Ребе тут же ответил: «Тот, кто рождается евреем, остается им на всю жизнь. Он не может это изменить, а может только сделать свою жизнь более сложной и несчастной». Тогда посетитель начал извиняться, говоря, что выбрал другую религию, потому что родители никогда не водили его в синагогу. Ребе ответил, что это не оправдание, и сказал, что Г‑сподь милосерден, и у Него найдется прощение для всех. Всевышний поможет ему вернуться к вере отцов, чтобы жить как еврей открыто и объявить всем, кто его окружает, что крещение было большой ошибкой. Тогда посетитель попросил помолиться за него, на что Ребе снова повторил, что Б‑г даст ему силы, чтобы он смог вернуться и жить как еврей, и чем быстрее он это сделает, тем больше приблизит приход Мошиаха. «Истинного Мошиаха», — добавил Ребе.

С тех пор прошло более четверти века. Несколько месяцев назад студенты иешивы Хабада в Лугано (Швейцария) встретили этого еврея, пригласили его к себе и помогли наложить тфилин. Три дня подряд он приходил в синагогу, надевал тфилин и читал Шма. А на днях было опубликовано видео его беседы с Ребе вместе с видео, запечатлевшем то, как он надевает тфилин… На возвращение к своим корням у него ушло 25 лет, но еврей остался евреем!

Все три рассказанные в этой статье истории объединяет одно: их герои сохранили привязанность к иудаизму, благодаря тому, что в детстве родители каждую ночь, прежде чем положить их спать, читали: «Слушай, Израиль: Г‑сподь Б‑г наш — Г‑сподь единый». И это урок, который мы должны извлечь из нашей недельной главы: очень важно читать Шма перед сном с детьми. Еврейское воспитание с раннего возраста имеет решающее значение для ребенка и для всех последующих поколений.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (983 КБ).

Comments are closed.