Чудеса, созданные в сумерки

This post was written by Синий Вечер on Июль 21, 2016
Posted Under: Балак,Болок

Канун Шабос главы «Болок»
16 тамуза 5776 года / 22 июля 2016 г.

Несколько недель назад была четвертая годовщина со дня смерти Ицхака Шамира (1915–2012). Этот известный израильский политик был в свое время восьмым (1980–86) и десятым (1986–92) премьер-министром Израиля, председателем Кнессета, министром внутренних дел, министром иностранных дел, министром обороны. Шамир работал на высоких должностях в израильской разведке «Моссад». До 1948 года он был одним из руководителей подпольной организации «Лехи».

На долю премьер-министра Шамира выпало немало испытаний. Во время войны в Персидском заливе (1991 год), Шамир, несмотря на ракетные обстрелы израильских городов, решил воздержаться от удара по Ираку. Это помогло сохранить целостность коалиции из 34 стран во главе с Соединенными Штатами и способствовало сотрудничеству с арабскими государствами в борьбе против Саддама Хусейна. Впоследствии это принесло Израилю дополнительные очки на международной арене. Именно Шамиру обязаны своим приездом в Израиль сотни тысяч репатриантов из бывшего СССР и Эфиопии.

Шамир придерживался жесткой политической линии, отвергал принцип «земли в обмен на мир». Он был приверженцем «великого и неделимого Израиля». И все же он участвовал в Мадридской мирной конференции по Ближнему Востоку в октябре 1991 года, которая открыла путь к прямым переговорам между Израилем и соседними арабскими государствами и многосторонним переговорам по региональным проблемам. В своей книге воспоминаний Шамир написал, что хочет запомниться национальным лидером, сделавшим все возможное для сохранения Эрец-Исроэль, ради интересов еврейского государства, ради его будущего.

Шамир в переводе с иврита означает «твердый и острый камень, которым обтесывают другие камни». Подтверждение этому мы находим в Ѓафторе к недельной главе «Бехукойсай», в словах пророка: «Грех Йеѓуды написан железным резцом, алмазным острием; начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников ваших» (Ирмияѓу, 17: 1). Алмазное острие — это камень алмаз, который на иврите называется шамир. Но у этого слова есть еще одно значение. В Ѓафторе к недельной главе «Мишпотим», мы читаем о строительстве царем Шломо Первого Храма: «И когда строился этот дом, то строился он из привезенных цельных обтесанных камней; ни молота, ни топора, никакого другого железного орудия не было слышно в доме при постройке его» (Млохим I, 6: 7). Почему так важно было отметить, что Храм был построен без применения железных орудий, объясняет Раши: «Всевышний не хотел, чтобы использовали железо, из которого куют оружие, сокращающее дни человека, для строительства Храма, предназначенного для продления человеческой жизни» (комментарий на Шмойс, 20: 22). В Храме евреи должны были приносить покаяние и совершать жертвоприношения, после чего Всевышний прощал их и продлевал их дни. Тора прямо указывает на это: «И построй там жертвенник Г‑споду, Б‑гу твоему, жертвенник из камней, не занеси над ними железа» (Дворим, 27: 5). То же правило применялось при строительстве Первого и Второго Храмов. Любой, кто приходит сегодня к Стене плача, поражается огромным размером камней, из которых она сложена. До сих пор ученые не могут понять: как люди в те времена были в состоянии переместить такие большие камни?! И в дополнение к этому вопросу возникает еще один: если железо не использовалось, то, как вытачивались эти камни? Талмуд (трактат «Гитин», 68а) рассказывает о волшебном черве шамир, который умеет рассекать камень. Каждый раз, посылая сообщения Ицхаку Шамиру, Любавичский Ребе призывал того быть сильным, как этот шамир…

* * *

В нашей сегодняшней недельной главе «Болок» мы читаем о необыкновенных чудесах. Билам, нееврейский пророк, отправился в путь, чтобы проклясть сынов Израиля. Он ехал на ослице, которая свернула с дороги в поле, Билам ударил ослицу, чтобы вернуть ее обратно на тропу. Тогда ослица прижала его ногу к стене, и он ударил ее снова. Однако это не только не помогло, но и привело к тому, что ослица легла под ним и отказалась вообще двинуться с места. Билам побил ее палкой, и случилось чудо: «И открыл Г‑сподь уста ослицы, и сказала она Биламу: «Что сделала я тебе, что бил ты меня уже трижды?!» (Бамидбор, 22: 28). И между Биламом и ослицей состоялся довольно длинный диалог.

Мишна («Пиркей овойс», 5: 6) говорит: «Десять творений были созданы накануне Субботы, в сумерки: жерло, ведущее в недра земли, устье колодца, уста ослицы, радуга, ман, посох, червь шамир, письменность, письмена, высеченные в скрижалях, и сами скрижали». Интересно, что и чудо говорящей ослицы, и волшебный червь шамир, и другие чудеса были созданы в конце шести дней творения, в вечерних сумерках наступающей Субботы.

В иудаизме «в сумерки» (на иврите — бейн ѓашмошойс, буквально «между светилами») — понятие ѓалохическое. Каждую пятницу мы зажигаем свечи еще при дневном свете, до захода солнца, а на следующий день вечером мы считаем концом Субботы время, когда выходят звезды и уже совсем темно. Почему в пятницу вечером мы спешим, а на исходе Субботы медлим с ней расставаться?! Потому что время между закатом солнца и появлением звезд — это особый период суток, в который входит как завершение дня пятницы, так и начало ночи Субботы.

Теперь поговорим немного о Кабале. В шесть дней творения Б‑г создал мир природы: солнце, луну и звезды, растения и животных и т. д. А Суббота — это день, связанный с духовной, сверхъестественной стороной мира. Всевышний хотел, чтобы мир существовал по естественным законам, согласно которым был создан, но иногда Он изменял природу.

Поэтому именно бейн ѓашмошойс, в сумерки, объединяющие природу с силами, которые не подчиняются ее законам, Всевышний создал чудо, представляющее собой сочетание естественного со сверхъестественным. Мишна говорит о десяти таких явлениях, которые были созданы в сумерках, и среди них — червь шамир, говорящая ослица Билама, ман, который сорок лет падал с неба, колодец Мирьям и разверзшаяся земля, поглотившая Койраха.

Народ Израиля символизирует понятие «в сумерках». С одной стороны, мы живем по законам природы и должны делать все естественно. Мы не можем рассчитывать на чудо. Человек должен вставать утром и идти на работу, чтобы поддерживать материально свою семью. Он не должен ждать, пока кто-то спасет его и даст ему денег на жизнь. Когда кто-то нездоров, не дай Б‑г, Тора заповедует идти к врачу и выполнять все его назначения, а не ждать, что случится чудо, и болезнь уйдет сама собой. И вместе с тем, анализируя историю народа Израиля, даже неевреи приходят к выводу, что само наше существование — это чудо. А мы не просто существуем, но развиваемся и становимся все сильнее после всех бед и несчастий, продолжая, вопреки всем антисемитам, сохранять нашу веру и традиции.

Поэтому в каждом еврее без исключениясочетаются природные и сверхъестественные силы. Каждый из нас как будто родился в сумерках, и поэтому, даже если нам кажется, что трудности и препятствия, возникающие в вопросах иудаизма, исполнения заповедей, мы не можем преодолеть естественным путем, мы все равно должны стараться это сделать. Но если что-то не сразу получается, нам нельзя отчаиваться, потому что, в конечном счете, мы можем использовать и свои сверхъестественные силы.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (998 КБ).

Comments are closed.