Нужен ли еврею раввин?..

This post was written by Синий Вечер on Июль 7, 2016
Posted Under: korach,Койрах,Корах

Канун Шабос главы «Койрах»
2 тамуза 5776 года / 8 июля 2016 г.

На прошлой неделе один из прихожан нашей синагоги похвастался мне, что самостоятельно достиг значительных результатов в изучении Торы и благочестивом образе жизни — без какого-либо духовного руководства. «Я читаю Тору, книги по иудаизму, учусь сам и приучаю себя соблюдать заповеди. Я легко справляюсь с этим без раввина», — сказал он.

Я ответил этому еврею, что его можно сравнить с человеком, который узнал, что в аптеке есть лекарства от всех существующих в мире болезней. И тогда он сказал себе: «Зачем мне обращаться к врачу? Я сам куплю лекарства и вылечусь!» Такой человек просто не знает или не понимает, что принимать лекарства без назначения врача опасно. У каждого препарата есть побочные действия, и, пытаясь вылечить одно заболевание, можно получить другое, так как принимаемое лекарство обладает полезными свойствами для одного органа, но одновременно может и наносить вред другому. Только специалист, осмотревший больного, имеющий на руках результаты необходимых анализов и хорошо знакомый с лекарственными средствами, может назначить правильное лечение.

«То же самое происходит и с душевными проблемами, — сказал я своему собеседнику. — Тот, кто принимает духовные лекарства без назначения раввина, человек, который сам решает какие книги ему читать и какие выводы из них следует делать, без советов и наставлений, вполне возможно будет совершать серьезные ошибки в своей жизни!..

На самом деле большинство евреев понимают, что не могут принимать самостоятельные решения по всем возникающим у них ѓалохическим вопросам, и должны обращаться к раввину. Многие также согласны с тем, что человек не может без раввина или духовного наставника достичь высокого уровня познания законов и заповедей Торы. Но, к сожалению, не у всех есть достаточное понимание необходимости направляющего руководства и наставничества в повседневной жизни человека. И это может привести к тому, что еврей сам установит себе образ жизни, распорядок обучения и путь служения Всевышнему, руководствуясь только своим мнением и пониманием, опираясь только на свой опыт и ум. Так как известно, что «человек близок сам себе» и склонен поэтому делать себе всевозможные послабления, такой подход открывает путь к ошибкам, создает условия для неверной самооценки и не способствует исправлению различных недостатков, которые имеются у каждого из нас.

Именно поэтому наши мудрецы, да будет благословенна их память, наказывали: «Сделай себе учителя» («Пиркей овойс», 1: 6). Найди себе раввина, с которым ты сможешь свободно поговорить о своих делах, и он, в свою очередь, сможет заинтересованно вникнуть в твою ситуацию и тщательно проверить твое состояние, поведение, образ жизни. Если не можешь найти раввина или кого-то более сведущего, чем ты сам, то для этой цели подходит каждый, с кем ты чувствуешь себя комфортно настолько, чтобы говорить о своей жизни (конечно, нет необходимости указывать на то, что по ѓалохическим вопросам нужно обращаться только к квалифицированному раввину). Пусть войдет у тебя в привычку регулярно приходить к раввину (раз в неделю, две недели, месяц и т. д.), чтобы тот мог постоянно быть в курсе твоих дел, наставлять тебя и заранее предупредить возможные ошибки. Не бойся показать раввину реальную ситуацию, ведь это для твоего же блага. Если ты скроешь что-то от раввина, то он не сможет помочь тебе исправить проблемы. Из желания быть исцеленным врачу рассказывают все, даже самое потаенное и личное. Разве духовное лечение по своей сути отличается от физического?!» — сказал я в завершение.

* * *

Наша сегодняшняя недельная глава «Койрах» подробно описывает события, связанные с бунтом против Моше и Аѓарона, который организовал один из самых богатых и знатных представителей колена Леви — Койрах, сын Ицѓара, сына Кеѓата.

Главная претензия, которую выдвинул Койрах против руководства Моше и Аѓарона, была сформулирована так: «Премного для вас, ибо вся община, все они святы, и среди них Г‑сподь. И почему возноситесь вы над обществом Г‑сподним?!» (Бамидбор, 16: 3). Как следует из комментария Раши на этот стих, Койрах упрекает Моше: «Если ты взял себе царскую власть, тебе не следовало избирать священнослужение для твоего брата. Не вы одни слышали на Синае: «Я Г‑сподь, Б‑г твой». Вся община слышала!»

Мидраш («Бамидбор рабо», 17: 3) приводит дополнительные вопросы, которые для подтверждения своего главного аргумента задает Койрах Моше и Аѓарону.

Первый вопрос касался заповеди о цицис. «Вышел Койрах и спросил у Моше: «Можно ли носить без цицис талес (одежда четырехугольной формы, на которую, по еврейскому закону, полагается повязывать 4 нити — цицис, одна из которых должна быть тхейлес — сине-зеленого цвета), полностью сотканный из нитей цвета тхейлес?» Сказал ему Моше: «Обязан носить с цицис». Койрах высмеял ответ Моше: «Нельзя носить без цицис талес, который весь окрашен в цвет тхейлес, а с четырьмя нитями цвета тхейлес — можно?! Никто не давал тебе, Моше, эти лишенные логики законы, ты сам установил их».

Второй вопрос относился к заповеди о мезузе. Спросил Койрах: «Может ли быть без мезузы дом, наполненный свитками Торы?» Сказал Моше: «Обязан быть с мезузой». Сказал Койрах: «Вся Тора, состоящая из 375 глав, не освобождает дом от мезузы, а одна глава Торы, находящаяся внутри мезузы, разрешает жить в этом доме?! Слова эти не сказаны нам Всевышним, ты выдумал их».

Некоторые комментаторы считают, что рассуждения Койраха сводились к следующему: поскольку можно носить без цицис талес цвета тхейлес и поскольку не нужна мезуза в доме, наполненном свитками Торы, то, соответственно, евреям не нужен первосвященник Аѓарон. Талес цвета тхейлес можно носить без цицис, поскольку в нем уже есть нити цвета тхейлес; в доме, полном свитков Торы, не нужна мезуза, поскольку в них уже есть глава Торы, вкладываемая в мезузу. Все евреи святы и им не нужен первосвященник. И тут возникает основной вопрос: «Так почему же Аѓарон и Моше возвысились над народом Б‑га?» Все сыны Израиля — как «дом, полный свитков Торы», как талес цвета тхейлес, являются святыми. Таким образом, Койрах, следуя человеческой логике, как высшему критерию истины, утверждает, что община Израиля не нуждается в вожде в лице Моше и в первосвященнике Аѓароне.

Койрах имел значительный вес в общине, и претензии его небезосновательны. Тора считает необходимым рассказать будущим поколениям эту историю, чтобы предостеречь нас от подобных ошибок. Для этого нам нужно понять суть вопросов Койраха и значение ответов на них Моше-рабейну.

Дом, полный священных книг, нуждается в мезузе. Если человек старательно изучает Тору и так «переполнен» знанием ее законов, что его голову можно сравнить с «домом, полным священных книг», даже такой человек должен прикрепить мезузу на свой дом. Мезуза охраняет дом и все, что в нем находится, — даже если он полон священных книг. Пусть он наполнен Торой, но если в нем не хватает любви к Всевышнему и боязни Его, — значит чего-то не хватает в Торе, которая этот дом наполняет. Мезуза на косяке двери обозначает, что этот дом принадлежит Б‑гобоязненному еврею, который проникся духом самопожертвования во Имя Творца, духом «Шма Исроэль…» — тех самых слов, которые написаны на ее пергаменте. С первого взгляда на этого еврея видно не только то, что он изучал Тору, но и то, чему Тора научила его.

Койрах высмеял Моше-рабейну за ответ, что талес, сотканный целиком из тхейлеса, нуждается, тем не менее, в цицис. Талес — это одежда, которая не предназначается для определенной части тела человека, как сапоги или головной убор, он не имеет никакого разделения в соответствии с частями человеческого тела. В отличие от других видов одежды, скроенных по фигуре человека, талес — это широкое покрывало, в которое еврей закутывается полностью, весь с головы до ног. Нити цицис, прикрепленные к четырем углам этого покрывала символизируют боязнь Б‑га и состояние битуль — самоотречения перед Всевышним.

Человек может проснуться утром с благим решением изменить свою жизнь, полностью принять на себя ярмо Небес. Он произносит благословение: «Моде ани — Благодарю Тебя», — и преисполняется благодарностью Творцу, желанием исполнять заповеди. Он, таким образом, как бы «закутывается в талес» преданного служения Б‑гу. Но этого общего решения мало, всеобъемлющего окутывания с головы до ног в талес, даже если он весь соткан из нитей тхейлес, недостаточно. Вы должны привязать цицис к его уголкам. Нужно, чтобы это решение реализовывалось в практических действиях каждую минуту этого дня. В молитве и в бизнесе, во время еды и на отдыхе талесу необходима голубая нить цицис — конкретных действий на пути вашего повседневного служения Всевышнему. Кисточки цицис, привязанные к каждому из четырех углов талеса, обозначают вашу принадлежность к общине Израиля, вы показываете, что не только не стыдитесь своего еврейства, но гордитесь им.

Койрах утверждал, что все евреи святы, все дети Авраѓама, Ицхока и Яакова, поэтому мы вполне способны решить сами для себя, каков будет наш путь служения Б‑гу. Мы можем рассчитывать на то, что нашей святости, знаний и ума на это хватит, и нам не нужен ни наставник, ни раввин. Моше, «пастырь Израиля», хорошо знает свою паству, видит то, что творится в душе каждого еврея, знаком с испытаниями и трудностями, которые они преодолевают. Моше уверен, что, несмотря на всю свою возвышенность и святость, еврей должен иметь духовного наставника, который будет поддерживать и направлять его, поможет ему выстоять в войне, которую постоянно ведут его доброе и злое начала.

Мало того, что человек изучает Тору, и свод законов «Шулхан орух» стоит на видном месте на полке в его доме, — он должен показать то, чему его научила Тора. Он должен прикрепить «мезузу». Мало того, что мы принимаем важные решения, — мы должны реализовать их в своих каждодневных поступках. «Нить тхейлес» должна быть привязана вместе с цицис к каждому углу талеса. Чтобы сделать это надлежащим образом, нужно проконсультироваться с духовным лидером и наставником — человеком, в котором есть частица души Моше-рабейну…

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (898 КБ).

Comments are closed.