С высоко поднятой головой!

This post was written by Синий Вечер on Июнь 2, 2016
Posted Under: b'chukosai,Бехукойсай,Бэхукотай

Канун Шабос главы «Бехукойсай»
26 ияра 5776 года / 3 июня 2016 г.

На прошлой неделе в Одессе состоялась церемония внесения Свитка Торы в синагогу детского дома «Мишпаха» нашей общины. Одесские евреи не первый раз празднуют это замечательное событие, и всегда одной из самых особенных и наиболее впечатляющих частей праздника является торжественное шествие со Свитком по улицам города нескольких тысяч людей — старых и молодых, мужчин, женщин и детей. В этом году, как обычно, у нас было много гостей, в том числе и приехавших из Израиля, чтобы разделить с нами эту радость, и они шли в колонне вместе с членами общины и школьниками, оказывая почести священному Свитку.

Возникает вопрос: зачем нужно проводить это шествие? Почему так важно идти по городу со Свитком Торы, в сопровождении многолюдной процессии евреев, которые танцуют и поют. Разве было бы не достаточно танцевать и радоваться в синагоге?!

Я думаю, что в нашей сегодняшней недельной главе «Бехукойсай» мы найдем объяснение истоков этого красивого обычая. Глава начинается чередой благословений, в которых Всевышний обещает нам, если мы выполним Его заповеди, все благодеяния мира. «Если по законам Моим ходить будете и заповеди Мои соблюдать и исполнять их, Я дам ваши дожди в свое время», — в нужное время на землю прольются дожди, и не будет чувствоваться нехватка воды, как сегодня в Израиле, а, наоборот, воды будет вдоволь. «И даст земля свой урожай, и дерево полевое даст плоды свои, — вырастет обильный урожай, которого хватит надолго: — И достигнет у вас молотьба сбора винограда, а сбор винограда достигнет сева». Пища будет в изобилии, никто не будет голодать: «И будете есть хлеб ваш досыта». Последнее благословение гласит: «И будете жить безбедно на вашей земле. И дам мир на земле…» — некого будет бояться, враг с оружием не придет в нашу страну (Ваикро, 26: 3–6). «Если мир здесь — все здесь!» — это верно и в частной жизни отдельного человека, и, конечно, в жизни всей общины Израиля.

Кажется, что благословение о мире должно было быть завершающим в этом списке, и больше уже ничего не нужно. Но при дальнейшем чтении мы обнаруживаем, что Тора заканчивает благословения стихом: «Я Г‑сподь, Б‑г ваш, Который вывел вас из Египта, чтобы вам не быть им рабами, и сокрушил Я шесты ярма вашего, и вел вас с поднятой головой» (Ваикро, 26: 13).

Слово комемиюс, которое в приведенном выше стихе переведено «с поднятой головой», появляется только один раз в Торе и больше нигде не встречается. В современном иврите оно означает «независимость», «свобода». Всевышний вывел нас из Египта и сделал свободными. Раши раскрывает смысл этого слова следующим образом: «Означает «во весь рост», «с поднятой головой», в отличие от согбенной позы находящегося под ярмом». Мы вышли из Египта с гордо поднятой головой. Как говорит Тора в главе «Бешалах»: «И сыны Израиля уходили с высоко вознесенной рукой» (Шмойс, 14: 8). Раши объясняет: «С мощью высочайшею и открытою, т. е. всеми ощущаемой и зримой».

Парадоксально, но именно это слово, появляющееся единожды в Танахе, мы произносим каждый день в утренней молитве перед чтением Шма. Мы просим Всевышнего об избавлении от изгнания: «И не медля, веди нас с гордо поднятой головой в страну нашу». И те же самые слова мы повторяем в благословении на пищу: «И веди нас с высоко поднятой головой в страну нашу».

В Талмуде (трактат «Бава басра», 75а) приводится интересная дискуссия, связанная со словом комемиюс. Еврейские мудрецы задаются вопросом: «Какова высота того уровня, на который указывает это слово?» Рабби Меир говорит: «С высоко поднятою головою — на двести ама — локтей (почти 100 метров), на два уровня выше, чем Адам до грехопадения». Рабби Йеѓуда говорит: «Сто локтей (50 метров) по отношению к Храму и его стенам». Для определения высоты комемиюс рабби Меир прибегает к сравнению с уровнем первого человека, а рабби Йеѓуда — с уровнем Храма.

В чем суть этого спора? Все согласны с тем, что человек должен пребывать «в вертикальном положении» — твердо стоять на своем и не прогибаться, когда речь идет о вещах, в которые он твердо верит. Есть люди, похожие на первого человека, бывшего творением рук Б‑жьих. Это люди, придерживающиеся высоких моральных принципов, честные и прямые, всегда поступающие правильно, никогда ни перед кем не склоняющие головы. Когда кто-то из друзей пытается убедить их сделать что-то неправильное, такой человек не поддается на уговоры, а твердо следует своим принципам и не стесняется громко заявить об этом, даже если это не пользуется популярностью. Но еврею этого недостаточно. Для еврея мало быть высокоморальным, от него ожидают большего. Еврей в своем духовном развитии должен ориентироваться на высоту Храма. Ведь на него возложена задача превратить этот мир и свой дом в Храм — священное место, где чувствуется присутствие Всевышнего.

Раши в комментарии к приведенной выше талмудической дискуссии утверждает, что слово комемиюс означает «два уровня». Это учит нас, что еврей должен подниматься на два уровня духовности: общечеловеческий и еврейский. От еврея требуется не только стоять прямо и твердо соблюдать моральные принципы в таких вопросах, как правдивость, помощь ближнему и т. д. От еврея ожидают проявления еврейской гордости, как сказано: «И возвысилось сердце его на путях Г‑сподних» (Диврей ѓайомим II, 17: 6). Он не должен стыдиться своего еврейства, но открыто заявлять о том, что он еврей. Эта еврейская гордость может проявляться по-разному. И в публичном произнесении благословения «Слава Б‑гу!». И в открытом заявлении о своей вере в Б‑га на собрании со всеми сотрудниками, в том числе и неевреями… И в том, что еврей не прячется за закрытыми дверями своего кабинета, чтобы никто не увидел, как он накладывает тфилин. И в том, чтобы за столом, на который подали некошерную еду, не оправдываться, что ты вегетарианец или сыроед, а прямо сказать, что соблюдаешь кошрут. И в том, чтобы в нужное время помолиться Минху, даже в ожидании вылета в аэропорту открыть Сидур и начать молиться, не стесняясь покачиваться и кланяться. Ничего не случится, если проходящие мимо люди увидят, что стоит еврей и молится. В этом истинный смысл комемиюс — «двух уровней» духовной свободы. Еврею недостаточно проявлять твердость и отстаивать свою независимость в вопросах, общих для всех народов. Необходимо высоко держать голову в тех вопросах, которые подчеркивают нашу еврейскую уникальность.

Мы проносим Свиток Торы по улицам города, чтобы подчеркнуть свою еврейскую гордость. Мы не прячемся в синагоге, а выходим на люди, чтобы осветить улицу светом Торы и показать, как мы гордимся быть носителями ее мудрости. Мы берем с собой детей, чтобы они тоже осознали, что иудаизм является одним из двух уровней духовности каждого еврея. Мы молимся в надежде, что всегда сможем выполнять эту мицву, это благословение — идти с высоко поднятой головой, уверенно следуя традиции наших праотцев, не стесняясь и не извиняясь, с гордостью заявлять о том, что мы — евреи.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (0,98 МБ).

Comments are closed.

Next Post: