О правосудии и милосердии

This post was written by Синий Вечер on Май 17, 2016
Posted Under: Авраѓам,Берешит,праотцы

На вчерашней лекции о споре человека с Богом родилась такая мысль.
Когда Бог говорит Авраѓаму: «вопль Сдомский и Аморский, велик он, и грех их, тяжел он весьма. Сойду же и посмотрю: если по мере дошедшего ко Мне вопля его поступали они, тогда – конец! а если нет, то буду знать» (Берешит, 18:20-21), Авраѓам взывает к Божественному правосудию. Почему именно к правосудию? Потому что в предшествующем стихе ему сказано: «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Г-сподень, творя добро и правосудие» (стих 19). А как Авраѓам взывает?
«Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть есть пятьдесят праведников в этом городе? Неужели Ты погубишь, и не простишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Неблагопристойно Тебе делать подобное, чтобы погубить праведного с нечестивым и чтобы праведный был, как нечестивый; неблагопристойно Тебе это! Неужели Судья всей земли не учинит правосудия?» (стихи 23-25). Другими словами: если погибнут грешники — это правосудно, всё правильно, но если вместе с ними погибнут праведники — это неправосудно!
Что отвечает ему Бог? «И сказал Г-сподь: если Я найду в Сдоме пятьдесят праведников внутри города, то Я прощу всему месту ради них» (стих 26). Ну а это — разве это правосудно?
Оставить праведников в живых — всё правильно, но оставить в живых грешников, заслуживающих смерти? Где здесь правосудие? Настоящее правосудие — то, что было сделано на деле, извлечение Лота из Сдома и уничтожение всех остальных. Почему Бог сразу этого не сказал?
Потому что Авраѓам перемешал две области этики. «Неблагопристойно» — это из правосудия, а «простишь ради пятидесяти праведников» — это из милосердия. Бог-то решил осуществить правосудие, и осуществил, но если уж Авраѓам свернул на путь милосердия — поговорим о нём и о его пределах.
Только вот… выше было сказано: «утаю ли Я от Авраама, что Я сделаю?» (стих 17). И утаил ведь! Потому что нечего мешать две области и проявлять нелогичность.

Comments are closed.

Previose Post: