Ещё о казни без пролития крови

This post was written by Синий Вечер on Март 2, 2016
Posted Under: ѓалаха

Недавно я писал о таком талмудическом средстве казни, как «кипа» (карцер, овёс и т.п.). Уважаемый kirav обратил моё внимание на Шулхан арух, Хошен мишпат 2:1. А там в конце Рама пишет:
«Но суд имеет право или выпороть человека, или взять с него денежный штраф — как ему покажется правильным судя по обстоятельствам, для того, чтобы принять необходимые в той ситуации меры»
אבל ביד הב»ד להלקותו או ליטול ממון כפי ראות עיניהם, יא] לפי הענין, למגדר מלתא (וע»ל ריש סימן תכ»ה בהג»ה).
Таким образом, по обстоятельствам суд — даже без изначальной смихи — может заменить порку любым наказанием, отступив при этом от ясно выраженного закона Торы и Мишны. Так что кому не нравится, что по еврейскому праву рецидивиста подвергают смерти под пытками — есть законная возможность этого не делать (хотя именно об этом случае никто этого не говорит).

(Однако в начале Хошен мишпат 425 Рама пишет: «Всех повинных смерти в наше время можно только отлучить от общины (Тур от имени Натроная гаона), но это по закону. Если же суд видит, что ситуация того требует, может наказать как ему угодно (там же от имени гаонов). И это касается только казней по суду, а те, кто повинен смерти без суда — этот закон действует и сейчас).
כל חייבי מיתות ב»ד בזמן הזה, אין בידנו א] להלקותן ב] או להגלותן ג] או להרגן ד] או לחבטן, ה] אלא מנדין אותן ומבדילים אותן מן הקהל (טור ס»א בשם רב נטרונאי גאון). ו] וכל זה מצד הדין, אבל אם רואין בית דין שהוא צורך שעה {ב} ומגדר מילתא, יכולין לענוש במה שירצו (שם ובשם תשובת הגאון) כמו שנתבאר לעיל סי’ ב’. ז] ודוקא בדיני נפשות הצריכין בבית דין, אבל הנהרגין בלא ב»ד נידונין גם עתה, כמו שיתבאר (טור שם).

Comments are closed.