Не понимаю

This post was written by Синий Вечер on Январь 26, 2016
Posted Under: талмудическое

В гемаре Гитин 35а-б приводится история о разведённой, которая должна была получить ктубу и призналась, что уже получила часть её вещами. Какие это были вещи? Одна «глофкера» (согласно комментаторам — рубаха или покрывало, согласно греческому оригиналу слова — чёсаная шерсть), книга Псалмов и рваные книги Иова и Мишлей. И судьи оценили всё это в пять мане! (Рукописи Ватикан 130 и 140). «А остальное пусть получит деньгами».
Мане — сто зуз (динаров). Дневная зарплата пастуха составляла около четырёх динаров. Таким образом, судьи решили, что данная женщина получила вещи на сумму, равносильную четырёхмесячной зарплате пастуха. Ктуба вдовы — один мане, и при этом предполагается, что вдова может на эту сумму просуществовать как минимум три месяца, только после которых она может выйти замуж снова. И вы хотите сказать, что рубаха (или покрывало, или чёсаная шерсть), псалмы и две рваные книги, одну из которых (Иов) эта женщина вообще понять не может, равносильны пяти ктубот вдовы??? Это нормальная оценка?
Комментаторы молчат. Только Хашукей хемед приводит мнение р.Эльяшива о том, что эти рваные книги ценились как антиквариат:
חשוקי חמד גיטין דף לה עמוד א
וצריך ביאור הרי חמש מנה הוא סכום רב של ממון שאפשר להתפרנס ממנו שנתיים ומחצה, כמבואר ברע»ב בפאה (פ»ח מ»ח) דקים להו לרבנן שמאתיים זוז מספיק לשנה אחת לכסות ולמזונות. ואיך יתכן שהחפצים הנ»ל יהיו שוים סכום רב כל כך?
ומו»ח מרן הגרי»ש אלישיב שליט»א כתב (הערות) שלממשלות הבלואים יש מעלה של חפץ עתיק שיש שהוא חשוב להם, ומשמע שהיה שוה הרבה שעלה הכל לסך ה’ מנה. הרי שכבר בזמן חז»ל היו אנשים שהיו מוכנים לשלם על דבר עתיק הון רב, ומסתבר שלהם עדיף שידליקו בחנוכיה העתיקה.

Comments are closed.