Сослучайное и присослучайное 2016-01-16 16:08:36

This post was written by Синий Вечер on Январь 16, 2016
Posted Under: талмудическое

В недавнем Гитин 30б рассуждали о маасере, который определённым образом отдаётся левиту. Гемара спрашивает: «Но разве хаверов подозревают в том, что они отделяют в качестве маасера плоды, не соседствующие с теми, от которых отделяется (שלא מן המוקף)?»
И разумеется, возникает вопрос: А откуда у нас уверенность, что барайта говорит о хавере? Что, простые люди (עמי הארץ) уж и маасер не отделяют? Некоторые действительно не отделяют, отчего и возникло понятие «дмай», но не все же! Если бы все не отделяли, дмай был бы явным маасером, и законы его были бы другими. Вот герой нашей барайты — отделяет, и отсюда нельзя сделать вывод, что он хавер. Или Мишна, по мнению этой гемары, вообще только о хаверах говорит? Это явно не так.
На этот вопрос отвечают Тосафот: дело в том, что по постановлению мудрецов «дары коѓенов» отдают только коѓену-хаверу (Хулин 130б), чтобы приучить коѓенов соблюдать чистоту, без чего невозможно есть труму. А Эзра наказал левитов за то, что не взошли в страну Израиля, тем, что перевёл их маасер коѓенам (Йевамот, 86а).
Но и на это можно возразить: хорошо, дары коѓенов отдаём хаверам. А откуда следует, что только хаверам отдают маасер? Ведь на него законы чистоты вообще не распространяются! Разве что, по мнению р.М.Корица, иметь в виду трумат маасер.

Comments are closed.