«Лишний» запрет

This post was written by Синий Вечер on Январь 14, 2016
Posted Under: еврейская традиция

А зачем, собственно, нужен запрет, введённый мудрецами — не ездить верхом на животных в шабат? Причём с таким странным обоснованием «чтобы не сорвать лозу, дабы погонять»? Осла веткой не погоняют, бесполезно, его пятками погоняют, да и то быстрее, чем может, он не пойдёт. Корова эту ветку и не заметит. Лошадь можно погонять, но человек, севший на лошадь, озаботится не только стременами и уздечкой, но и плёткой. Опять-таки можно пятками.
Далее. Существует «тхум шабат», 2000 локтей от крайнего дома селения, дальше этого расстояния никаким образом в субботу заходить нельзя. А внутри этого расстояния никакая верховая скотина не нужна! Километр никто на осле не поедет, люди тех времён были привычны к пешему хождению, не то что мы, неженки. Старика везти? Тогда осла поведёт под уздцы кто-то другой — «мехамер», и ему не нужна ветка. Тогда зачем этот запрет?
И ещё: «тхум шабат», по некоторым мнениям, из Торы, это суровый запрет, а езда на скотине — от мудрецов. Что добавляет этот запрет мудрецов к запрету Торы?
Можно высказать предположение. Возможно, «тхум шабат» не все простолюдины признавали, судя по тому, что до нас не дошли практически никакие внешние упоминания или свидетельства о том, где он находился в том или ином городе. Значит, они ходили куда хотели. Но далеко пешком идти лень. А если такой простолюдин сядет на осла или тем паче на лошадь — это ж он Бог весть куда уедет и там Бог весть что будет делать, и мы его не ущучим, чем бы он в соседнем (скажем, нееврейском) селе ни занимался!
Аналогично: конец викторианской морали настал с распространением велосипедов, на которых в очень суровое викторианское воскресенье, когда всё закрыто, можно было уехать куда угодно, подальше от бдительных глаз соседей.

Comments are closed.