Сослучайное и присослучайное 2016-01-06 02:35:51

This post was written by Синий Вечер on Январь 6, 2016
Posted Under: еврейская философия

Одно из самых странных для меня религиозных понятий — это Божественное милосердие. По определению, милосердие — это проявление доброты и снисходительности к тому, кто этого не заслуживает. Подчёркиваю, проявление этих качеств к тому, кто их заслуживает — это правосудие. Так вот: приведите мне примеры Божественного милосердия в Танахе.
- Первому человеку было сказано: «в день, когда вкусишь, смертию умрёшь», а он не умер? Комментаторы понимают эти слова как «станешь смертным».
- Бог избрал Ноаха и спас его? Потому что «тебя увидел я праведным в этом поколении.
- Бог вспомнил о Ноахе в ковчеге? А сколько его можно там мурыжить?
- Авраѓам породил в 86 лет? Это часть Божественного плана.
- Спор Бога и Авраѓама о Сдоме? Я об этом писал, и в итоге милосердие проявлено не было: праведники спасены, грешники наказаны.
- Спасение евреев из Египта? Завет с праотцами.
- Не наказание их за грех тельца? Моше логически убедил Бога этого не делать: «они Твой народ», «что скажут египтяне».
- Не наказание за грех Кораха? Моше и Аѓарон убедили: «один человек согрешил, а Ты на всю общину гневаешься?» Логика.
- Отказ от наказания Нинве? Раскаяние. А после раскаяния грешник становится праведником. Это правосудие.
- Отказ от уничтожения евреев во времена Пурима? Пост и раскаяние.
- Дарование дождя земле во времена Элияѓу? После семи лет засухи и действий Элияѓу.
- Возвращение из вавилонского плена? Исполнение обещания.
Приведите ещё примеры.

И наоборот: Моше молился о том, чтобы войти в Кнаан — и получил отказ. Хана молилась о ребёнке много лет — и получила положительный ответ, только дав обет посвятить его Богу. Давид молился о выздоровлении первого сына от Бат-Шевы — ноль.
Псалмы взывают о милосердии, пророки взывают о милосердии. Взывают — а результат не приводится. Шломо говорит: «будут Тебе молиться и ты услышишь» — это теория, а Храм-таки разрушен.
Ну, а о Божественном милосердии во времена Второго храма я и говорить не хочу. Да и вообще, не нравится мне такой образ наверху, которого нужно долго умолять и громко плакать, и тогда он — может быть — пересядет с престола Суда на престол Милосердия. А может и не пересесть. Да ещё вспомним «Бог наслаждается молитвами праведников», и поэтому Ривка не рожала двадцать лет…
Приведите мне, пожалуйста, примеры Божественного милосердия, а то у меня не получается их найти.

Comments are closed.