Что нужно делать, когда трудно…

This post was written by Синий Вечер on Ноябрь 26, 2015
Posted Under: "Ваишлах",vayishlach,Вайишлах

Канун Шабос главы «Вайишлах»
15 кислева 5776 года / 27 ноября 2015 г.

В дни нью-йоркского съезда шалиахов (посланников) Любавичского Ребе, который закончился несколько недель назад, в один из вечеров я сидел и разговаривал с несколькими друзьями по иешиве (дело было после урока хасидизма, вечерней молитвы, ужина и нескольких лекций; стрелки часов приближались к полуночи). Я встречаюсь с ними обычно раз в год, именно на съезде. Один из них живет в Вашингтоне, другой — в Москве, третий — в Мехико, четвертый — в Нью-Йорке. Двое других живут в Бразилии, и еще трое — в Израиле. Нас объединяет то, что в юности мы вместе учились у Ребе в «Севен севенти», а сегодня мы все являемся его шалиахами.

Мы сидели и разговаривали, о трудностях и успехах, проблемах и их решениях, расходах и доходах, об учреждениях, которые мы открыли, и тех, что еще не успели открыть… У нас было много тем для обсуждения, и подтверждением этому служил бой часов, которые один раз в час напоминали нам, что приближается время утренней молитвы. Мы обсуждали и экономическую ситуацию в мире в целом и положение наших друзей, некоторые из которых испытывают в последние годы финансовые трудности из-за мирового экономического кризиса, войн и других неблагоприятных политических событий. Тогда я рассказал им о разговоре с одним из моих друзей — бизнесменом, который уже много лет помогает нашей общине, но никогда не посещал наш город. Он живет в Нью-Йорке. В 2014 году из-за неожиданного скачка курса швейцарского франка его компания потеряла за одну ночь около 400 миллионов (!) долларов. Вот уже год, как он находится в тяжелом материальном положении и никак не может найти способ выбраться из «ямы», в которую угодил… «В дни съезда, — сказал я своим друзьям, — я говорил с ним и в ходе нашей беседы рассказал ему историю об одном из учеников Баал-Шем-Това, которую недавно прочитал. Эта история, думаю, поможет ему по-новому взглянуть на ситуацию и найти, наконец, пути выхода из кризиса». И, конечно, я поделился этой историей со своими друзьями.

Баал-Шем-Тов попросил однажды, чтобы ему из Бессарабии привезли вина, которое славилось своим особым изысканным вкусом. Миссия была возложена на его ученика, рабби Давида из Николаева, который с благоговением взял на себя роль посланника и отправился в бессарабское местечко Теленешты. Он оставался там весь период, пока делали вино. Рабби Давид сам наблюдал за каждой стадией изготовления, от приобретения винограда и до самого завершения, не отвлекаясь ни на минуту, чтобы вино вышло кошерным и наилучшего качества. Он во все глаза следил за соблюдением законов кашрута, чтобы в конце это вино могло быть поставлено на стол Баал-Шем-Това. Когда процесс брожения вина завершился, рабби Давид сам перелил его в бочку. Все это время чувство огромной ответственности, благоговение перед своим учителем и трепет перед Небесами переполняли его душу. Он всего себя вложил в то, чтобы выполнить возложенную на него важную задачу наилучшим образом, без малейшей погрешности.

И вот настал день, когда бочка с вином, погруженная на телегу, отправилась в Меджибож. Рабби Давид был вдвойне взволнован: изготовление вина, с Б‑жьей помощью, завершилось, но теперь следовало с чрезвычайной осторожностью и ответственностью сделать так, чтобы вино было благополучно доставлено. А поскольку в это время уже наступили заморозки, пошел снег, началось бездорожье, то можно представить себе, с каким великим трудом добирался он с вином до Меджибожа, подвергаясь опасности почти на каждом шагу. Наконец, преодолев все трудности пути, ему удалось довезти вино до города, где жил Баал-Шем-Тов.

Рабби Давид почувствовал себя необыкновенно счастливым от того, что удостоился исполнить поручение своего учителя. Телега, словно танцевала, свершая свой путь по булыжной мостовой. Рабби Давид возвел глаза к распростертому над его головой небу, и поблагодарил Всевышнего за то, что ему удалось сделать. Радость переполняла его душу, а мысли витали далеко. Он представлял себе с каким восторгом и благодарностью будет смотреть на него учитель, узнав, как прекрасно он справился с возложенной на него задачей… И вдруг он очнулся: дорогу им преградил полицейский на лошади, который хотел провести проверку содержимого бочки, так как в город было запрещено привозить брагу. И как рабби Давид не пытался отговорить его, убеждая, что в бочке вино, ничего не помогло. Полицейский спрыгнул с лошади, открыл бочку, засунул туда шомпол и убедился, что там не брага. После этого он вскочил на лошадь и поскакал своей дорогой. А вино по еврейскому закону стало некошерным!

Рабби Давид был необычайно расстроен, что все его великие старания и труды пропали даром. Он в слезах пришел к Баал-Шем-Тову и спросил: «Учитель, за что мне такое великое наказание? Я так старался наилучшим образом исполнить заповедь, чтобы у вас было вино высшей степени кошерности — а в последний момент все мои труды оказались напрасными?!»

Ответил ему Баал-Шем-Тов: «Это наказание ты заслужил тем, что считал себя единственным стражем вина. Ты должен понимать, что не в человеческих силах стеречь что-либо, и многое выше человеческих возможностей. Ты же вложил всю душу в охрану вина, как будто это в твоих силах, и забыл, что лишь Г‑сподь единственный может уберечь что-то, ибо все — в руках Его. Разумеется, тебе следовало стеречь вино по мере сил, но свою великую заботу о кошерности вина ты должен был выразить в молитве, обратившись к Г‑споду из глубины своего сердца, прося, чтобы Всевышний сохранил это вино в чистоте по милости Своей. Ибо недаром сказано: «Если Г‑сподь не стережет город, напрасно усердствует страж» (Теѓилим, 127: 1).

Я закончил рассказ, все молчали. Часы пробили пять раз — пять утра, скоро уже надо будет вставать на утреннюю молитву. И мы разошлись, чтобы немного отдохнуть…

* * *

В нашей сегодняшней недельной главе «Вайишлах» рассказывается о встрече Яакова и Эйсава. Эйсав ненавидел Яакова в течение многих лет. Еще до того, как Яков покинул Беер-Шеву, Эйсав собирался убить брата за то, что тот украл у него отцовское благословение. И вот настало время, и Яаков возвращается домой. В пути он узнает, что Эйсав с четырьмя сотнями воинов идет ему навстречу. А когда они встретились, «побежал Эйсав ему навстречу и обнял его, и бросился на шею ему и целовал его. И они плакали» (Брейшис, 33: 4). Это одно из наиболее трогательных описаний в Торе: и обнял, и поцеловал и плакал… У нас возникает естественный вопрос: в чем секрет Яакова? Как ему удалось превратить Эйсава из врага в сердечного друга, из того, кто пришел убить, в того, кто обнял и поцеловал?

Ответ мы находим у Раши: «Он готовил себя к трем действиям: к дароприношению, к молитве и к битве» (комментарий на Брейшис, 32: 9). В одной из своих бесед Любавичский Ребе объясняет, что три действия, к которым готовил себя Яаков, это три пути — хесед (доброта), гвура (храбрость) и рахамим (милосердие). Хесед — дароприношение, гвура — битва, рахамим — молитва.

Во-первых, Яаков готовился к войне, он поделил «людей, которые были с ним, на два лагеря» (Брейшис, 32: 9), собрав в одном женщин и детей, а в другом — своих рабов и скот. Он показал Эйсаву, что обладает достаточной силой, чтобы бороться с ним, — это гвура. Во-вторых, Яаков проявил доброту: показал свою любовь к брату, послал ему подарки и слова примирения. Он назвал его «мой господин Эйсав», а себя — «твой слуга Яаков» (там же, стих 5). Все для того, чтобы «найти благоволение в глазах» брата (там же, стих 6) примириться с ним, добиться его расположения, «просить его любви» (Раши). Но самое главное — это милосердие. Яаков молился Б‑гу, он обратился ко Всевышнему со словами: «Мал я против всех милостей» (Брейшис, 32: 11) Эти слова Яакова определяют понятие молитвы. Сама суть молитвы заключена в состоянии битуль, это заявление «мал я». Когда человек молится, он на самом деле говорит, что у него нет всех ответов, что он не знает, как правильно поступить. Человек признает, что не контролирует ситуацию, поэтому он просит Б‑га защитить его и направить в правильную сторону. Признавая «мал я», человек превращается в сосуд для Б‑жественного благословения. Он становится посланником, через которого Всевышний передает благословение для всего мира.

Вот что нам нужно делать, когда нам трудно! Надо молиться, сказать Творцу: «Мал я». «Я готов быть сосудом, принимающим Твое благословение. Одного прошу — благослови!»

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (840 КБ).

Comments are closed.