Предварительное

This post was written by Синий Вечер on Ноябрь 25, 2015
Posted Under: мидраш

У трёх царей и четырёх простолюдинов нет удела в мире грядущем. Цари — Яровам, Ахав и Менаше… Простолюдины — Бильам, Доэг, Ахитофель и Гехази.
Как я предполагал в прошлых записях на основании пылких и блестящих натяжек учёных, это маски. Бильам — это Иисус, Гехази — это Павел. .А Менаше? Что мы о нём знаем из Танаха? Злодей, каких мало. А что мы о нём знаем из мидрашей?
Йевамот 49б-50а.

Учили [в барайте]: Шимон бен Азай сказал: нашел я в Иерусалиме свиток родословных, и было там написано: такой-то – мамзер, [рожденный от связи] замужней женщины [с посторонним мужчиной]. И было там также написано: учение рабби Элиэзера бен Яакова – [всего] кав, но отборного [зерна][1]. И еще было там сказано: [царь] Менаше убил [пророка] Йешаяѓу[2].
Сказал Рава: [Менаше] судил [Йешаяѓу], и приговорил его к смерти. Сказал [Менаше Йешаяѓу]:
- Учитель твой, Моше, говорил: «Человек не может видеть Меня и остаться в живых» (Шмот, 33:20). А ты говорил: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и величественном» (Йешаяѓу, 6:1).
Учитель твой, Моше, говорил: «[Ибо кто такой народ великий, к которому боги были бы столь близки], как Господь, Бог наш, при всяком взывании нашем к Нему?» (Дварим, 4:7), а ты говорил: «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, [когда Он близко]» (Йешаяѓу, 55:61)[3].
Учитель твой, Моше, говорил: «Число дней твоих сделаю полным» (Шмот, 23:26), а ты говорил: «И прибавлю Я к дням твоим пятнадцать лет» (Млахим-II, 20:6)![4]
Подумал Йешаяѓу: ведомо мне — что бы я ни сказал, он не примет, и если стану отвечать – будет он считаться преднамеренно [хулящим Всевышнего][5]. Поэтому он произнес Имя [Всевышнего][6] – и поглотил его кедр. [По приказу Менаше стали] пилить этот кедр. Когда пила коснулась уст [пророка], упокоилась душа его. И стало это [наказанием] за его слова: «[Я погиб, ибо я человек с нечистыми устами, и] среди народа, чьи уста нечисты, живу я» (Йешаяѓу, 6:5)[7].



[1]Кав – небольшая мера объема жидких и сыпучих тел, по разным оценкам: от 1.2 до 2.39 л. Имеется в виду что от имени рабби Элиэзера бен Яакова передают мало сообщений, но практически всегда ѓалаха соответствует его мнению.
[2] Во времена Шимона бен Азая запись Устной Торы была еще запрещена, поэтому отдельные идеи и традиции записывали как приложение к другим книгам, например, к спискам родословных.
[3] Стих из Торы утверждает, что Всевышний всегда близок к еврейскому народу; из стиха пророка следует, что это не так.
[4] Моше ограничивает жизнь человека определенным сроком, Йешаяѓу же обещает Хизкияѓу, что к его сроку будет добавлено еще пятнадцать лет. Ирония всего этого «судилища» состоит в том, что царь Менаше (согласно традиции, внук пророка Йешаяѓу, сын его дочери и царя Хизкияѓу) – был небывалым злодеем, преднамеренно нарушавшим заповеди (см. Млахим-II, глава 21; Санѓедрин, 103б). Поэтому в своей речи он не защищает авторитет Торы, но лишь ищет поводы придраться к пророку и формально обвинить его в ереси.
[5] Пока Йешаяѓу не ответил Менаше, формально могло бы считаться, что тот искренне заблуждается, а наказание за это гораздо меньше, чем за преднамеренную хулу на Всевшынего и убийство Его пророка.
[6] В талмудическую и более поздние эпохи широко распространено представление о том, что правильно произнеся Великое Имя Всевышнего (Тетраграмматон) можно творить чудеса.
[7] То есть, пророк был наказан за то, что своими устами хулил народ Израиля.

Перед нами фигура царя, "наполнившего Иерусалим кровью невинною от края до края", знающего Тору и судящего по букве письменной Торы праведника — его родственника, говорящего не совсем то, что написано в письменной Торе. Кого это напоминает? Александра Янная, вставшего на сторону саддукеев и жестоко расправляющегося с фарисеями. Вождь фарисеев, Шимон бен Шатах, был братом жены царя.
А почему свиток? Потому что сугия в Ктубот, 66. описывающая расправу над фарисеями — это единственная талмудическая сугия, явно списанная с письменной хроники, а не переданная устно. \Об этом писал я, об этом писала Веред Ноам. Был такой свиток — о расправе "Менаше" с праведниками. Ну а зашифровывать имена современников в те годы умели, смотри Кумран.

Похоже?

Comments are closed.