Об истоках одного конфликта

This post was written by Синий Вечер on Октябрь 29, 2015
Posted Under: VaYeira,Вайера,Вайеро

Канун Шабос главы «Вайеро»
17 хешвона 5776 года / 30 октября 2015 г.

В последнее время мы стали свидетелями многочисленных терактов в Иерусалиме и других городах Израиля. Водители-палестинцы сбивают на своих автомобилях пешеходов, молодые палестинцы бросаются с ножом на первых встречных евреев, пытаются отобрать оружие у солдат и использовать его для стрельбы по людям на улицах или в общественных местах с большим скоплением народа. Были дни, омраченные терактами сразу в нескольких городах страны. Некоторые израильтяне в отчаянии говорят, что невозможно противостоять человеку, который встал утром и решил убить кого-то ножом.

Тем интереснее читать то, что недавно написал по этому поводу Фред Марун — канадский журналист ливанского происхождения, который переехал в Канаду в 1984 году. Он придерживается либерально-демократических политических взглядов в отношении Израиля, поддерживает право Израиля на существование в качестве еврейского государства с безопасными границами. Он гневно осуждает палестинцев и весь арабский мир и возлагает на них всю тяжесть ответственности за происходящее.

Вот что написал Фред в своей статье: «Довольно долгое время я сдерживал себя, но продолжающееся арабское насилие в Иерусалиме, побуждаемое арабским идиотизмом, переполнило чашу моего терпения и не оставило мне выбора, кроме как публично заявить: «Мне стыдно быть арабом». С самого начала мы отказались принять существование этого крошечного еврейского государства. Мы отчаянно боролись против этой страны, используя любые средства и яд антисемитизма, как могли, и даже больше того. Мы выделили наших братьев-палестинцев, и мы не давали им возрождаться, и все для того, чтобы использовать их в качестве орудия для избиения евреев. Мы ни минуты не отдыхали. Не проявили даже намека на сострадание, не говоря уже о человечности, понимании и мудрости по отношению к евреям. Мы создали «Хизбаллу», ХАМАС, «Аль-Каиду», «Исламское государство» и множество других террористических организаций, которые сегодня наводят ужас на весь мир. Кроме этого, мы породили целые поколения тиранов и диктаторов по всему Ближнему Востоку… Иерусалим принадлежит евреям, и не потому, что они по праву должны владеть им, а потому, что мы не заслуживаем его, ни одного его камня… Они не отступят ни в Иерусалиме, ни в другом месте, потому что они намного лучше нас. Тем не менее, мы все усиливаем и усиливаем давление на них, но безрезультатно. Мы будем продолжать ныть и с головой погружаться в комплекс жертвы, в то время как евреи будут процветать и вносить свой вклад в развитие человечества. Мы это заслужили, мои братья-арабы».

Понятно, что нам, как евреям, приятно услышать такое от человека, по рождению принадлежащего к арабскому миру, но это всего лишь его частное мнение. Что же говорит Тора по вопросу «столетней войны» между евреями и арабами в Святой земле, войны, конец которой в обозримом будущем вряд ли предвидится?

По правде сказать, эта тяжба за Землю Израиля ведется уже не одну сотню, а четыре тысячи лет. А началось все с нашего праотца Авраѓама. На прошлой неделе в главе «Лех-лехо» мы читали об обещании, которое дал ему Всевышний при заключении «союза между частями рассеченных животных»: «В тот день заключил Г‑сподь с Аврамом завет, говоря: «Твоему потомству дал я эту землю от реки Египта до великой реки, реки Прат» (Брейшис, 15: 18). Б‑г обещал Авраѓаму, что его потомки наследуют всю область между Нилом в Египте и Евфратом в Ираке, в которую также входит и Ханаан.

Немного позже, повелевая Авраѓаму сделать обрезание, Всевышний повторяет Свое обещание, говоря: «И Я дам тебе и твоему потомству после тебя землю проживания твоего, всю землю Ханаана во владение вечное» (Брейшис, 17: 8) Здесь Творец не упоминает ни Нил, ни Евфрат. На этот раз Б‑г обещает Авраѓаму только Землю Израиля. Второе обещание коренным образом отличается от первого: огромная территория неожиданно сократилась до размера только земли Ханаан. Что же произошло? Что вызвало столь значительное изменение? Ответ следует искать в тех событиях, которые произошли за тридцать лет между этими обещаниями. А между ними случилось одно событие, которое изменило историю: Авраѓам родил Ишмоэля. Так что по сути обещание Свое Всевышний исполнил в полной мере, и территорию между Евфратом и Нилом наследовали потомки Авраѓама, но по отдельности: Ишмоэль получил бо́льшую часть, Ицхоку же досталась меньшая — Земля Израиля (тогда называвшаяся Ханаан) к западу от реки Иордан. Авраѓам сам вызвал эти изменения. Рождение Ишмоэля привело к разделу обещанной территории. В конечном итоге потомки Ицхока действительно получат все, но это случится после пришествия Мошиаха, да произойдет это вскоре, в наши дни!

Обо всем этом рассказывается в недельной главе «Лех-лехо». А в нашей сегодняшней главе «Вайеро» мы читаем о том, что сразу после рождения Ицхока Сара велела Авраѓаму изгнать Ишмоэля из дома. Что же произошло? Ответ на этот вопрос можно найти в словах самой Сары, которая объясняет Авраѓаму причину своего требования: «Ибо не наследовать сыну этой рабыни с моим сыном, с Ицхоком» (Брейшис, 21: 10). Раши говорит: «Потому что Ишмоэль спорил с Ицхоком из-за наследства, говоря: «Я первенец и возьму двойную долю». Таким образом, мы узнаем, что Ишмоэля уже тогда не устраивало то, что он получил от Б‑га. Он хотел получить все, включая и Ханаан, который по праву должен был унаследовать Ицхок. С тех пор и по сей день Земля Израиля стала спорной территорией.

Этот эпизод породил опасения в сердцах наших мудрецов, которые предвидели то, что может произойти, когда народ Израиля после долгих лет изгнания попытается вернуться в Землю обетованную. Наши мудрецы знали, что тогда арабы восстанут против него и сделают все, чтобы предотвратить возвращение евреев в Эрец-Исроэль.

В книге «Зоѓар», написанной рабби Шимоном бар Йохаем (Рашби) две тысячи лет назад, сказано, что Ишмоэль в будущем будет в течение длительного времени властвовать на Святой земле после изгнания оттуда евреев и задержит народ Израиля от возвращения в свою страну.

Почему потомкам Ишмоэля удается властвовать на земле Израиля? Согласно обещанию Всевышнего о его уделе «от реки Египта до великой реки, реки Прат» это возможно. Но что делает Ишмоэль здесь, на Земле Израиля, которая изначально была дана в наследство Ицхоку и его потомству? Точнее, за какие заслуги им удается отстранять народ Израиля от контроля над Храмовой горой, Хевроном или Пещерой патриархов?

Объяснение в том, что гарантией права народа Израиля наследовать эту землю является заповедь обрезания. Об этом говорит Раши в своем комментарии на стих «И я положу Мой завет между Мною и между тобой…» (Брейшис, 17: 2) — «завет о любви и завет о земле, чтобы дать ее тебе во владение посредством этой заповеди». Мидраш уточняет: «Я дам тебе» означает, что сыны Израиля не унаследуют землю Ханаан от своих отцов, а только в заслугу исполнения заповеди обрезания. За что была дана эта земля Авраѓаму? Потому что он был обрезан. И также была дана Ицхоку и Яакову — потому что они были обрезаны. Поэтому Б‑г повелел Йеѓошуа бин-Нуну сделать обрезание всем сынам Израиля, намеревающимся войти в Землю обетованную. Ибо в противном случае они не могли войти в землю Израиля» («Мидраш агада»).

Книга «Зоѓар» говорит по этому поводу нечто весьма интересное: «Ишмоэль был обрезан. Его ангел-покровитель спрашивает у Б‑га: «Тот, кому делают обрезание, должен ли получить от Тебя награду?» Ответил Всевышний: «Да». Снова спросил ангел: «Почему же Ты не награждаешь Ишмоэля?» Ответил Б‑г: «Они делают обрезание, однако не так, как положено. Кроме того, сыновей Ицхока обрезают на восьмой день, а мальчикам в роду Ишмоэля делают обрезание гораздо позже». Сказал ангел: «Все равно им полагается какое-то поощрение за исполнение Твоей воли». Как поступил Всевышний с детьми Ишмоэля? Он отдалил их от истинной святости, однако отдал им святые места Эрец-Исроэль на то время, пока страна будет пустовать. Святая Земля будет принадлежать детям Ишмоэля до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б‑жья в заслугу за то, что они делают обрезание. И они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну» («Зоѓар» на Книгу Шмойс, 32а).

Эта история показывает нам, что, если бы у Сары и Авраѓама было немного больше терпения подождать, пока Всевышний выполнит Свое обещание и даст им Ицхока, возможно, все сложилось бы немного по-другому. Нас же она призывает запастись терпением, когда речь идет об исполнении Творцом Его обещаний. Например, Б‑г в Торе обещал: «Отделяй десятину, чтобы разбогатеть!» Когда еврей отдает десять процентов своего заработка, Г‑сподь воздаст ему в десять раз больше. Некоторые евреи отделяют десятину и, подождав две-три недели, не увидев реального десятикратного возврата, начинают жаловаться, что ничего не произошло. Ответ им может быть только один: «Терпение, господа! Мы будем делать то, что необходимо, а Всевышний даст нам то, что он обещал тогда, когда посчитает нужным!» Ясно одно: «Б‑г никогда не остается в должниках».

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (801 КБ).

Comments are closed.