Еврейство как основной инстинкт

This post was written by Синий Вечер on Сентябрь 10, 2015
Posted Under: rosh hashanah,Рош ѓаШана,Рош ѓаШоно

Канун Шабос главы «Ницовим»
27 элула 5775 года / 11 сентября 2015 г.

На следующей неделе — начиная с вечера воскресенья, в понедельник и вторник мы и весь народ Израиля будем праздновать Рош ѓаШоно, еврейский Новый год. Задолго до этого в еврейских общинах и домах по всему миру начинаются многообразные приготовления к празднику: составление праздничного меню, приглашение гостей, покупки подарков и продуктов. Все посылают родным и знакомым поздравительные открытки с пожеланиями счастливого и сладкого года. А в некоторых общинах люди заботятся о том, чтобы зарезервировать себе место в синагоге для участия в праздничной службе. Этот предпраздничный ажиотаж может создать впечатление, что суть праздника Рош ѓаШоно состоит только в покупке новой посуды, приготовлении обильной праздничной трапезы, рассылке поздравлений с добрыми пожеланиями и молитвы в синагоге… Но тот, кому приходят в голову подобные мысли, упускает главную суть Рош ѓаШоно. Я не собираюсь преуменьшать значение предпраздничных покупок, вкусной трапезы, в меню которой используются традиционные блюда с символическим значением. И рассылка праздничных открыток (сегодня уже в основном электронных) с поздравлениями и добрыми пожеланиями тоже очень важна. Но все эти веками сложившиеся в общине Израиля обычаи не составляют главного смысла праздника Рош ѓаШоно. Гораздо более важным (я говорю о внутренней сущности этого дня) является то, что в Рош ѓаШоно мы коронуем Всевышнего царствовать над нами.

Как известно, существует два типа взаимоотношений между властью и народом. Есть власть, установленная силой, против воли народа. И есть случаи, когда народ добровольно передает власть над собой желанному правителю: «И царство Его они (сыны Израиля) охотно приняли на себя». В начале Сотворения мира Б‑г был безраздельным правителем вселенной до шестого дня Творения. В этот день был создан первый человек — Адам, который объявил Создателя царем Вселенной, посвятив себя служению Б‑гу: «Г‑сподь — Царь, величием облекся Он, облекся Г‑сподь, силой препоясался, и потому утверждена вселенная, не пошатнется (Теѓилим, 93: 1). И это повторяется каждый год: мы охотно и радостно коронуем Царя царей — Всевышнего. Именно это на самом деле и есть внутренняя сущность празднования еврейского Нового года.

…Каждый год в Рош ѓаШоно я вижу, как сотни и тысячи евреев приходят в синагогу, чтобы поучаствовать в праздничных молитвах, услышать трубление в шойфар. Некоторые приходят в первый день, некоторые — во второй. Многие приходят в течение двух дней, и мы все вместе читаем слова молитв, в которых говорится, что евреи добровольно и радостно отдают себя во власть Творца, провозглашая: «Г‑сподь — Царь!»

И тут возникает большой вопрос: действительно ли все мы хотим, чтобы Б‑г был нашим царем? Все без исключения? Но ведь есть и евреи неверующие, которые в течение года не исполняют заповеди. Я вижу, как они приходят помолиться, услышать звуки шойфара, они читают вместе со всеми слова о провозглашении Всевышнего нашим царем… Как это согласуется с их поведением в течении предыдущего года, а иногда даже и последующего года?

В Ѓафторе первого дня Рош ѓаШоно мы читаем историю Ханы, матери пророка Шмуэля. Измученная своей бездетностью, она пришла в Шило и молилась: «Г‑сподь Воинств! Если Ты снизойдешь к страданию рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Г‑споду на все дни жизни его!» (Шмуэль I, 1: 11). И Г‑сподь смилостивился над Ханой: вскоре после этого она забеременела и родила сына, которого назвала Шмуэлем. А когда мальчик подрос, она привела его в Шило, к первосвященнику Эли и сказала: «Об этом ребенке молилась я, и исполнил Г‑сподь просьбу мою, то, чего я просила у Него. И я вверяю его Г‑споду на все дни жизни его» (Шмуэль I, 1: 27, 28).

На первый взгляд непонятно: как можно решать за других их судьбу?! Как Хана может обещать посвятить сына Б‑гу? Может быть, он не захочет этого? Разве можно давать обет за счет кого-то другого? Вы можете гарантировать (и то не всегда) только свои собственные деяния, но посвящать другого человека служению Б‑гу?! Ведь речь идет о ребенке, который еще даже не родился!

Этот вопрос актуален для многих евреев, но особенно для тех еврей¬ских родителей, которые усыновляют нееврейских детей и хотят вырастить из них иудеев. Имеют ли они право сделать ребенка евреем без его согласия? Ведь они вводят его в общину Израиля, имеющую полную скорби историю. Они обращают его в религию, отличающуюся огромным числом заповедей, которые он должен будет исполнять! Кто может с уверенностью сказать, что ребенок хочет этого? Это своего рода религиозное принуждение — мы силой обращаем в свою религию человека, родившегося в другом народе, только потому, что он не может сопротивляться! Конечно, это не совсем так. Ѓалоха постановляет, что такой гиюр считается условным (аль тнай); считается, что он делается в интересах ребенка, ибо важно, чтобы в еврейской семье его растили, как верующего еврея. Когда же ребенок достигает возраста бар-мицвы (13 лет для мальчика) или бас-мицвы (12 лет для девочки), он имеет возможность решать. И если он решит, что не хочет быть евреем, его никто не будет к этому принуждать. Но как только он празднует в соответствии с традицией свою бар- или бас-мицву, то он показывает свое желание быть евреем и подтверждает, что согласен с гиюром, который прошел неосознанно, будучи маленьким ребенком.

Так случилось и с пророком Шмуэлем. Его мать, Хана, посвятила своего единственного сына Всевышнему. Но дальнейший жизненный путь этого мальчика зависел от него самого. Если бы Шмуэль не захотел сам, то обещание, данное его матерью Б‑гу, не могло бы заставить его стать назиром, так как оно было дано без его согласия. К всеобщему счастью, Шмуэль согласился и стал одним из величайших пророков в среде народа Израиля, посвятив всю свою жизнь исключительно служению Г‑споду.

Это подводит нас к событиям недельной главы «Ницовим», которая всегда читается перед Рош ѓаШоно. Там рассказывается о завете Всевышнего с народом Израиля: «Все вы стоите сегодня пред Г‑сподом, Б‑гом вашим… Чтобы вступил ты в завет Г‑спода, Б‑га твоего, и в клятвенный обет Ему» (Дворим, 29: 9–11). И далее Тора пишет: «И не только с вами я заключаю этот завет и этот обет клятвенный, но с тем, кто здесь с нами стоит сегодня пред Г‑сподом, Б‑гом нашим, и с тем, кого нет здесь с нами сегодня» (там же, стихи 13–14). Это — новая ступень во взаимоотношениях евреев и Творца, Который вступил в завет не только с поколением, жившим в то время, но «также и с поколениями грядущими» (Раши). Это кажется совершенно непонятным. Допустим, что евреи, жившие в те времена, согласились заключить союз с Всевышним. Они стояли у подножия горы Синай и сказали: «Сделаем и услышим». Но тех, кто тогда еще не родился, было бы странно привлекать к исполнению этого соглашения. Завет — это договор, подписанный двумя сторонами (например, когда мужчина и женщина вступают в брак, они оба подписывают обязательство любить и уважать друг друга). Разве можно заключить договор с кем-то, кто еще не родился? Новое поколение может прийти и сказать, что оно не участвовало в заключении этого договора и не хочет его выполнять…

Автор книги «Акейдас Ицхок» в комментарии на нашу недельную главу дает прекрасное объяснение этому на первый взгляд нелогичному положению. Он утверждает, что упомянутый союз не является двусторонним соглашением. Смысл завета состоит в том, что Всевышний вкладывает в природу еврейской души сынов Израиля свободно изъявляемое постоянное желание быть евреями. Например, когда Б‑г создал мир и дал Адаму и Хаве первую заповедь, «плодитесь и размножайтесь», Он не ограничился «только» заповедью, но и создал природный инстинкт, согласно которому человек хочет иметь детей. Причем это не приказ, который надо заставить себя исполнять. Наоборот, в природу каждого человеческого существа заложен инстинкт продолжения рода. Встречаются, конечно, отдельные люди, которые пренебрегают исполнением данной заповеди, но человечество в целом никогда не потеряет это желание, что и стало данным Б‑гом залогом вечного существования нашего мира.

То же самое можно сказать о еврейском народе. Творец не только заповедал нам быть иудеями и соблюдать законы и заповеди Торы, но кроме того, и это самое главное, Он вложил в природу еврейской души само желание быть евреями и служить Б‑гу. Правда, всегда могут найтись люди, которые захотят пойти против природы и не примут на себя ярмо Небес. Тем не менее, народ Израиля никогда не исчезнет из этого мира. Потому что еврейство — не просто религия или философия, о которой человек решает сам, хочет постичь ее или нет. Это основной инстинкт, страстное непреодолимое стремление еврейской души приблизиться к Всевышнему и принадлежать Ему.

Известно, что желание жить заложено в человеческой природе, и человек будет делать все, чтобы выжить. Несмотря на то, что есть люди, которые иногда решают покончить жизнь самоубийством, человеческий род никогда не вымрет по собственной воле. Так и сыны Израиля по природе своей и в силу традиции хотят быть евреями, и поэтому никогда не возникнет ситуация, при которой еврейский народ, не дай Б‑г, добровольно исчезнет из этого мира.

Таково толкование смысла завета, который Всевышний заключил с народом Израиля. Это не просто договор о сотрудничестве, но нечто гораздо большее! Творец поместил желание быть евреем в гены всех поколений сынов Израиля так же, как и инстинкты самосохранения и продолжения рода. И это объясняет, почему на Рош ѓаШоно и Йом-Кипур в синагогу стремятся прийти даже те, кто считает себя неверующими. Ведь ими движет не рациональное решение, которое принимает наш разум, а скрытый внутри каждого из нас «инстинкт еврейства».

Пусть в новом году и во всех будущих годах вашей жизни этот инстинкт поможет вам служить Всевышнему, понимать истинный смысл своего счастья и благополучия, строить еврейский дом, растить и воспитывать детей в русле еврейской традиции!

Желаю вам доброго и сладкого года! Да будете вы записаны в Книгу жизни, и да будет эта запись скреплена печатью Всевышнего!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (815 КБ).

Comments are closed.