В Торе есть место для всех!

This post was written by Синий Вечер on Июль 30, 2015
Posted Under: vaes'chanan,Ваэтханан,Воэсханан

Канун Шабос главы «Воэсханан»
15 ова 5775 года / 31 июля 2015 г.

Я хочу поделиться с вами своими впечатлениями от беседы, которая состоялась у меня на прошлой неделе после утренней молитвы. Ко мне обратились с вопросом два студента учебно-образовательной программы «Южноукраинский еврейский университет «Хабад — Одесса». Один из них изучает экономику и бизнес, другой — юриспруденцию. Это прекрасные студенты, которые всегда все делают вовремя, получают хорошие оценки, активно участвуют в жизни общины и вдобавок к этому учатся в вечернем колеле. Оба они родом с Восточной Украины, но этим летом не поехали домой, а остались в Одессе — из соображений безопасности…

Один из этих двух ребят — вегетарианец, он не ест ни мясо, ни рыбу (однако не фанатик, потому что употребляет в пищу яйца и молочные продукты, а также носит кожаный ремень). Их вопрос был продолжением бурной дискуссии, которую они вели на тему: «Вступает ли вегетарианство в противоречие с иудаизмом, либо оно укладывается в рамки законов Торы и не мешает исполнению заповедей?» Студент-вегетарианец заявил: «То, что человек не ест мясо, соответствует желанию Всевышнего!» И в подтверждение этому привел цитаты из Священного писания, повествующие о сотворении мира. «Когда Б‑г создал мир, он сказал Адаму и Хаве: «Вот Я дал вам всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу» (Брейшис, 1: 29). Раши объясняет: «Не позволил Адаму и его жене убить животное, чтобы есть мясо. Когда же пришли сыновья Нояха, Он позволил им есть мясо, как сказано: «Все движущееся, что живо, вам будет в пищу; как зелень травную [которую Я дозволил есть первому человеку], даю вам все» (Брейшис, 9: 3). Раши студент цитировал с большим удовольствием. «Вот доказательство того, что первоначальный план состоял в том, что люди не едят мясо, и только 1500 лет спустя, после Потопа, Всевышний позволил человечеству есть мясо, — объяснил студент-вегетарианец. — Больше из-за отсутствия выбора, но с самого начала в идеальном мире люди не должны были есть мясо».

Второй студент отреагировал на эти заявления следующим образом: «Напротив, есть много заповедей, которые предписывают есть мясо, например, пасхальная жертва, когда все обязаны съесть определенный объем мяса. Тора говорит: «Тот же, кто чист и в дороге не был, и пренебрег совершить пасхальную жертву, искоренится та душа из своего народа, ибо жертвы Г‑споду не принес в ее пору назначенную, грех свой понесет тот человек» (Бамидбор, 9: 13). И он с радостью добавил: «И всем известна заповедь, предписывающая есть мясо каждую Субботу и в праздники!»

По правде сказать, я был в восторге от их аргументов и глубины знаний, которые продемонстрировали ребята. Я понял, что ночь наши студенты провели за изучением священных книг и сделали все, чтобы найти в них подтверждение своим точкам зрения. Так что мне не очень хотелось охлаждать их пыл. Но они требовали ответа, поэтому я решил поговорить с ними на тему различных мнений в иудаизме и спросил, что они знают об отношении еврейской религии к социалистическому и капиталистическому строю: какой из них наиболее справедлив с точки зрения Торы? Я сказал им, что социалисты считают Тору сосредоточием социалистических идей и главной из них — обязанности заботиться о бедных. В качестве доказательства они приводят множество заповедей Торы, единственной целью которых является помощь бедным: каждый еврей обязан пожертвовать десять процентов своего дохода на благотворительность (а лучше даже дать двадцать процентов). Кроме того, есть такая заповедь, как пеа: «Когда будете жать жатву на вашей земле, не дожинай до края своего поля и опавшего при своей жатве не подбирай. Своего виноградника не обирай дочиста, оставшиеся отдельные ягоды в винограднике не подбирай: бедному и пришельцу оставь их» (Ваикро, 19: 9–10). И более того, явно социалистический стих: «Однако не будет у тебя нищего, ибо премного благословит тебя Г‑сподь на земле, которую Г‑сподь, Б‑г твой, дает тебе в удел для овладения ею» (Дворим, 15: 4).

Тем не менее, и капиталисты утверждают, что их строй и идеология основаны на законах Торы, где сказано, что каждый человек имеет право на владение землей, как в Эрец-Исроэль, так и за ее пределами. Царь Давид говорит: «Если будешь ты есть от трудов рук твоих, то счастлив ты и хорошо тебе!» (Теѓилим, 128: 2). Человек питается плодами своего труда, чем больше и интенсивнее он работает, тем больше благ он получает. И они это доказывают, опираясь, как и социалисты, на цитату из Торы — в той же самой главе «Ръэй», но несколькими строками ниже: «Ибо не переведется нищий на земле» (Дворим, 15: 11). Все не могут быть равны, всегда будут бедные и богатые… Таким образом, мы имеем два, казалось бы, противоречивых подхода к действительности, и оба находят подтверждение в словах Торы. И я снова спросил их: «Так на чьей стороне Тора?»

В продолжение я рассказал ребятам, что у меня в Одессе есть хороший друг по имени Дан, который уже много лет занимается банковским делом. Это еврей с добрым сердцем, который много учится и много знает. С ним интересно общаться, и я люблю с ним поговорить. Однако есть у него одна особенность: он никогда не посещал Израиль, не намерен переехать жить в Землю обетованную или даже побывать там… до прихода Мошиаха. И все это потому, что он причисляет себя к сатмарским хасидам, которые не поддерживают Государство Израиль. Утверждая, что источник их мнения в Торе, они цитируют стих, в котором пророк Ирмияѓу предсказывает разрушение Храма: «Ибо так сказал Г‑сподь Воинств, Б‑г Израилев, об утвари, оставшейся в доме Г‑споднем и в доме царя иудейского, и в Иерусалиме: «В Вавилон будет она принесена и там она останется до того дня, — сказал Г‑сподь, — когда Я вспомню о ней и велю вывезти ее и возвратить ее на это место» (Ирмияѓу, 27: 22).

В отличие от этого, есть те, кто утверждает, что подъем в Эрец-Исроэль — это великая повелевающая заповедь. При этом они ссылаются на знаменитый комментарий Рамбана на стих: «И освободите землю, и обитайте на ней; ибо вам дал Я эту землю, чтобы вступить во владение ею» (Бамидбор, 33: 53). Они утверждают, что сегодня обязанность каждого еврея репатриироваться в Израиль, а тот, кто уезжает из Земли Израиля, «будет приравнен к идолопоклонникам». Другими словами, одни утверждают, что нельзя ехать в Израиль, а другие — что евреи должны ехать в Израиль, и обе группы ссылаются на стихи Торы. Что же на самом деле правильно?

Выслушав меня, студенты покачали головами и спросили: «Кто же на самом деле прав, вегетарианцы или мясоеды, капиталисты или социалисты, те, кто живет в Израиле, или те, кто не поднимаются в Эрец-Исроэль по соображениям религиозной идеологии?» В ответ я рассказал им известный анекдот о раввине, к которому пришли два еврея с просьбой разрешить их спор. Первый высказал свои претензии, и раввин, слушавший его с большим вниманием, сказал ему: «Ты прав». Тогда другой представил свою точку зрения, и на этот раз рабби был согласен с ним и сказал ему, что он прав. Ребецн, которая все это слышала, из другой комнаты крикнула мужу: «Как это может быть, что правы оба?!» Раввин ответил ей: «И ты тоже права». Студенты улыбнулись, а я продолжал говорить им о письме предыдущего Любавичского Ребе, где он рассказывает, как однажды в поезде стал свидетелем обсуждения вопроса о том, поддерживает ли Тора монархический режим или все-таки выступает на стороне демократических систем. Ребе молчал, но потом, когда его попросили высказать свое мнение, ответил: «Вы все правы, ибо у каждого метода правления есть положительные и отрицательные стороны. Не бывает худа без добра, и добро не существует без зла. И поэтому, подтверждение тому, что есть хорошего в каждом методе, можно найти в Торе» («Игройс койдеш» — собрание писем Ребе Йосефа-Ицхока Шнеерсона, часть 4, стр. 201).

И вот я обратил внимание студентов на сегодняшнюю недельную главу «Воэсханан», в который снова приводятся Десять заповедей. Первая из них — «Я Г‑сподь, Б‑г твой». «Вы заметили, — спросил я их, — что Б‑г обращается к сынам Израиля в единственном числе? Он не говорит: «Я Г‑сподь, Б‑г для вас всех». Он как бы обращается к каждому еврею в отдельности. Почему? Мидраш «Ялкут Шимони» на главу «Исро» объясняет, что когда Всевышний говорил, каждый еврей считал, что Б‑г говорит с ним лично. Далее мидраш говорит нечто весьма примечательное: «Сказал рабби Йоси бар Ханина: «В зависимости от способности восприятия сути Б‑жественного слова. Подобно ману, который падал с Небес для сынов Израиля в пустыне и приобретал для каждого из них вкус его любимой пищи, в соответствии с его вкусовыми способностями. Так же воспринималось и Б‑жественное слово в момент дарования Торы: каждому по его способности, в соответствии с его уровнем понимания и возможностью чувствовать».

«Мои дорогие друзья! — сказал я, заканчивая разговор со студентами. — Б‑г дал Тору в таком виде, что она позволяет каждому найти подтверждение своим мыслям и желаниям! Есть в ней место для всех: для социализма и для капитализма, для тех, кто едет в Израиль, и для тех, кто принципиально не хочет туда ехать… И, конечно, есть место для тебя, который не хочет есть мясо, и есть также место для тебя, который ест мясо. За еврейским столом есть место для всех. Тора учит нас, что каждый еврей, независимо от своих убеждений, не выступает против Торы, которая предоставляет ему простор для подтверждения его собственных взглядов. Главное — соблюдать Тору и заповеди так, как написано в Торе и как учили нас еврейские мудрецы, не сворачивая с прямого пути.

Тора допускает многообразие мнений по всем вопросам, но при условии соблюдения ее законов и исполнения ее заповедей.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (862 КБ).

Comments are closed.