Ещё кое-что об электричестве

This post was written by Синий Вечер on Июль 13, 2015
Posted Under: Без рубрики

Начало — http://nomen-nescio.livejournal.com/1286134.html.
Предположим, мы судим об электричестве как о «молид». (См. выше об ограничениях этого суждения: это самое популярное, но не самое аргументированное мнение). Весь «молид» выводится из порождения запаха. Так вот, р.Шмуэль Шиша, член руководства «Толдот Аѓарон» (самые устрожающие из всех возможных), написал респонс:
כותר: מולד ריחא בשבת ויום טוב
מחבר: הרב שמואל שישא
כתב עת: דבר ההתאחדות (ישיבת בית יוסף צבי (ירושלים). תלמידים) מ, תשס»ב, פח — צג
מתוך מאגר «פרויקט השו»ת 23″
И там на пятой странице респонса он пишет:
Я считаю, что спор о допустимости добавления запаха также является основой спора ахароним о мирте, который снаружи вообще не пахнет. Можно ли разламывать его (в йом-тов и шабат), чтобы насладиться запахом? (То, что пахнущий разламывать можно, принято среди всех авторитетов). «Даат Тора» от имени «Эшель Авраѓам» пишет, что нельзя, потому что это не добавление запаха, а его порождение. Но «Менора теѓора» и «Торат шабат» облегчили, так как это подобно раскалыванию ореха для извлечения его содержимого. Запах скрыт и сосредоточен в этом мирте, а значит, к этому тоже относятся слова Талмуда «лишь увеличивает запах». (См. «Нишмат шабат, 336). Итак, они говорят, что запах сосредоточен в этом мирте и можно извлечь его, так как это «увеличение». Также и א»א (Эшель Авраѓам?) понял, что простой смысл Талмуда в том, что если запах существует, можно увеличивать его. И в свете этого понятна точка зрения Шулхан арух ѓа-рав, разрешавшего добавлять именно этот конкретный запах.

Итак, у нас есть мирт, который снаружи вообще не пахнет. Есть разрешающие ломать его с тем, чтобы появился запах — аргументируя это тем, что частицы запаха уже есть в этом мирте. Вопрос: если уж мы уподобляем электричество «молиду», чем это отличается от батарейки?

И ещё один интересный вопрос, ответа на который я пока не нашёл. Говорил ли кто-нибудь о «распространении запаха на те части одежды, которые ещё не пахнут»? Или же вся одежда рассматривается как единое целое, и если пахнет большая часть, то пахнет и вся она, и неважно, что конец рукава без запаха? Понятно, что это означает в нашем случае.

Comments are closed.

Previose Post: