Кого казнил Моше и кого не казнил, и почему

This post was written by Синий Вечер on Июль 11, 2015
Posted Under: Бемидбар

С урока р.Зеэва Вайтмана
Бемидбар, 25
(1) И жил Исраэйль в Шиттиме, и начал народ блудодействовать с дочерьми Моава, (2) И приглашали они народ к жертвам божеств своих; и ел народ, и поклонялся божествам их. (3) И прилепился Исраэйль к Баал-Пеору. И возгорелся гнев Г-сподень на Исраэйля. (4) И Г-сподь сказал Моше: возьми всех начальников народа и повесь их Г-споду пред солнцем, и отвратится ярость гнева Господня от Исраэйля. (5) И сказал Моше судьям Исраэйля: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Баал-Пеору. (6) И вот некто из сынов Исраэйля пришел и подвел к братьям своим Мидьянитянку пред глазами Моше и пред глазами всей общины сынов Исраэйля, а они плакали у входа шатра соборного. (7) И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою. (8) И вошел вслед за Исраэйльтянином в нишу, и пронзил обоих их, Исраэйльтянина и женщину в чрево ее; и прекратился мор среди сынов Исраэйля. (9) И было умерших от мора двадцать четыре тысячи. … (14) Имя же убитого Исраэйльтянина, который убит был с Мидьянитянкою, Зимри, сын Салу, начальник отчего дома Шимона.

Абраванель задаёт много вопросов. 1) За что нужно было вешать начальников народа? 2) Почему Моше их не повесил, а сказал судьям: судите поклоняющихся идолу? 3) Как это связано с историей Пинхаса? Раши, Рашбам и другие до него говорят так: не нужно было вешать начальников, а нужно было взять начальников и повесить прочих, виновных в идолопоклонстве, совершив над ними суд. А кто должен был судить? Те самые начальники народа.
И что же мы видим? Один из начальников народа, глава колена Шимона, не только не судит виновных, но и открыто грешит! Тут-то Пинхас и берёт копьё — и выполняет приказание Бога по одному из его простых пониманий, наказывает начальника народа.
А почему именно Пинхас? Объясняет Любавичский ребе в одной из бесед: Пинхас был потомком Аѓарона, человека милости и доброты, и именно в этом его задача как священника. Глава колена же призван олицетворять закон и справедливость. Когда один из элементов механизма не работает, закон и справедливость не только не осуществляются, но и искажаются, в противоположность ему начинает работать в противофазе другой элемент механизма, и человек милости и доброты пронзает виновного копьём. И получает завет мира.

Comments are closed.

Previose Post: