Амулеты и чудесные излечения

This post was written by Синий Вечер on Июль 5, 2015
Posted Under: ѓалаха

(по уроку р.Эѓуда Шварца)
Историю медного змея на столбе (Бемидбар, 21:8-9) Рамбан объясняет так: "Вообще говоря, вся природа — это скрытое чудо, а это было чудом из чудес, ведь ущерб исцелялся тем, что наносит ущерб. Так повелел Всевышний: чтобы сделали изображение губительного существа и поставили его на столб, и когда посмотрит на него человек с должным намерением, исцелится, ибо Господь умерщвляет и исцеляет".
Но это прямое противоречие сказанному в Мишне!
"Разве змей умерщвляет? Разве змей исцеляет? Но когда евреи смотрели ввысь и вспоминали об Отце своём небесном — исцелялись, а если нет — гибли" (Рош ѓа-шана, 3:8).
Таким образом, по Мишне медный змей не был чудотворным амулетом, а по Рамбану — был. Но вообще амулеты Мишна признаёт:
"Нельзя выходить в субботу в общественное владение с непроверенным амулетом… но можно выходить с куколкой кузнечика, с зубом лисы и с гвоздём от распятия — для лечения, слова рабби Меира" (Шабат, гл. 6).
Следует помнить, что в те времена на том уровне развития медицины люди вообще не знали о механизме действия лекарств, и принципиального различия между амулетом и лекарством не делали.
Рамбам, более продвинутый врач, в комментарии к Мишне, Йома 8:4, пишет: "Можно нарушать заповедь ради спасения жизни, только если лечение проверенное, и здравый смысл и опыт поддерживает его. А амулетами лечиться нельзя, потому что природа их странна и здравый смысл их не поддерживает и опыт не подтверждает".
Мишна Йома 8:6
Если человека укусила бешеная собака, р. Матья бен Хараш разрешает накормить его её печенью даже в Йом-Кипурим.
Комментарий Рамбама:
Галаха — не по этому мнению, так как это чудотворное лечение (сгула), а не подсказанное мудростью и опытом, а ради такого лечения мы не можем нарушить заповедь поста в Йом-Кипурим.
Мишна Шабат 6:10
Можно выходить за эрув с подвешенной личинкой саранчи, с лисьим зубом или с гвоздём от распятия — ради лечения, говорит р. Йосе.
Комментарий Рамбама:
Личинка саранчи помогает от расслабления бёдер чудесным образом (сгула), лисий зуб — снотворное, а гвоздь от распятия помогает от лихорадки. И галаха по мнению р. Йосе, так как лечение таким образом разрешено.
Примерно то же пишет Рамбам в Мишне Тора, Законы шабата 2:6 и 19:13.

Так принимает Рамбам "сгулу" или нет?
Попытки примирить два его мнения:
Маѓарам ибн Хабиб и Радбаз: Пост Йом-Кипура — заповедь Торы, поэтому её не отменяют, а амулет может рассматриваться как часть одежды, и его вынос за эрув — не более чем запрет мудрецов. (Поэтому если есть шанс, что данный амулет поможет, мудрецы снимают свой запрет: "если не поможет, то и не повредит").
Сам Рамбам в Море Невухим 3:37, спустя двадцать лет после комментария на Мишну:
Мудрецы разрешили выходить в субботу за эрув с амулетами, так как в прежние времена мудрость и опыт подсказывали, что таким образом можно излечиться. (То есть нет принципиального различия между сгулой и конвенциональной медициной, эффективность лечения проверяется только эмпирически).
(См. также респонсы Ябиа Омер рава Овадьи Йосефа, 10, Орах Хаим 37).
В "Путеводителе заблудших" 3:37 он пишет: "И не удивляйся тому, что мудрецы разрешили выходить в общественное владение с гвоздём от распятия и с лисьим зубом, поскольку в то время опыт показывал, что они излечивают".
А в "Мишне Тора", в Законах об идолопоклонстве, 11:16:
(16) Все эти вещи – ложь и обман; это то, чем когда-то соблазняли идолопоклонники народы земли, чтобы те за ними последовали. И недостойно Израиля, людей истинно мудрых, соблазняться этими бреднями и воображать, что «в этом что-то есть». Как сказано: «Ведь не [нужен] гадатель Яакову, и не [нужен] ворожей Израилю» (Бемидбар, 23:23); и сказано: «Ведь эти народы, которым ты наследуешь, предсказателей и ворожей слушались; а ты – не это дал тебе Господь, Бог твой» (Дварим, 18:14).
Кто верит в эти и им подобные вещи и думает в сердце своем, что это правда и мудрость, но Тора это запретила, – тот глуп и неразумен и подобен женщинам и детям, сознание которых не цельно. Но мудрые и цельные сознанием поймут из очевидных фактов, что все эти вещи, запрещенные Торой, – не наука, но чушь и суета, и увлекаются ими бездельники и оставляют из-за них пути истины. Поэтому сказано в Торе после того, как она предупреждает обо всей этой ерунде: «Честным будь с Господом, Богом твоим» (Дварим, 18:13).
(Конечно, он упоминает в предыдущем параграфе смертную казнь за колдовство — но не даёт никакого определения колдовства, хотя посвящает большую главу определению жульничества и обмана, выдаваемого за колдовство и не караемого ничем! То есть фактически в своей ѓалахической системе Рамбам отменяет казнь за колдовство по причине отсутствия состава преступления).

Рамбан же, мистик, с ним спорит:
"Многие умничали и говорили, что нет в гадании никакой истины: дескать, откуда вороны и журавли знают будущее? Но мы не можем отрицать то, что знают и видели многие, и учителя наши эти вещи признавали" (комментарий к Дварим, 18:9).
И более того:
Рашба, ученик Рамбана (респонсы, 1:413):
"Спросили меня, можно ли делать изображение льва для излечения… и я разрешил, ибо не вижу в этом никакого запрета. И наш великий учитель р.Моше бен Нахман (Рамбан) разрешал это и делал сам, а кто более велик, чем он, в мудрости и Богобоязненности? Но потом мне стало известно, что некоторые из ваших мудрецов запрещают так делать".
Итак, мы видели, что Мишна разрешает нарушать заповеди субботы и Йом-кипура ради излечения — если это проверенное излечение, даже если оно чудесное. И вот была история, которую излагает Маѓаршак (р.Шломо Клюгер, респонсы У-вахарта ба-хаим, 87) и дополняет Маѓаршам (р.Шалом Мордехай Швадрон, 3:225):
Был в городе Злочеве человек, тяжело заболевший в субботу, а р.Сар Шалом из Бельза в эту субботу был в Бродах. И один раввин в Злочеве разрешил написать (посредством нееврея) на бумажке имя больного и имя его матери и послать двух нарочных — евреев — на конях, да ещё с деньгами (к ребе без денег не ездят) в два места, чтобы р.Сар-Шалом и ещё какой-то ребе помолились. И р.Сар Шалом, получив это, возмутился таким нарушением субботы и сказал: "Теперь я просто обязан сделать так, чтобы тот больной выздоровел, ведь иначе данное действие не будет расценено как спасение жизни". И так стало. А Маѓаршак возмутился до такой степени, что написал в Злочев письмо, в котором потребовал раввина, давшего такое разрешение, публично признать свою ошибку, а буде не сделает так — он, Маѓаршак, объявляет его раввинскую степень недействительной и все его решения не имеющими силы. "Потому что спасение жизни отодвигает субботу — но только естественными средствами. А ради того, чтобы помолиться — пусть молящийся будет даже как рабби Ханина бен Доса, нельзя нарушить даже постановление мудрецов".
Что говорят наши современники?
Р.Элиэзер Вальденберг (Циц Элиэзер, 15:8): "Рамбам запрещал лечиться сверхприродными методами, нарушая шабат. Но многие древние мудрецы разрешали это, если амулет проверенный. Однако в наше время, сдаётся мне, что все признают, что нарушение субботы разрешено только ради естественного лечения".
Р.Овадья Йосеф (Ябиа омер, Орах хаим 37): "Если изготовитель амулетов — человек проверенный и его амулеты помогают, можно положиться на мнение Рашба, Раэ и рабену Переца и разрешить писать амулет в субботу ради спасения жизни. И сам рабену Перец написал в субботу амулет ради роженицы, и все мудрецы Востока полагаются на это, и раввины Салоников разрешали. И вообще: для спасения жизни — облегчаем".

Comments are closed.