Р.Й.Д.Соловейчик, «Человек Ѓалахи»

This post was written by Синий Вечер on Июнь 25, 2015
Posted Under: еврейская философия

(продолжение выдержек)

В свете изложенного становится понятной глубокая противоречивость самооценки человека веры. С одной стороны, он ощущает свое ничтожество, «даже комар и червь были созданы раньше меня» (по Берешит Раба 8:1). С другой стороны, человек веры сознает свою возвышенность, дух его подымается до небес и проникает в глубины. Он — венец творения, уполномоченный Богом властвовать. «И благословил их Бог… Наполняйте землю и овладевайте ею» (Бытие 1:28) — гласит благословение, данное человеку. Человек веры в глубине своего сознания постоянно колеблется между двумя крайностями, разрывается между двумя противоречащими друг другу стихами. Один стих говорит: «Когда вижу я небеса Твои, дело перстов Твоих, луну и звезды, которые устроил Ты, что человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нем?» (Псалмы 8:4-5); другой же стих гласит: «И Ты умалил его (лишь) немного перед ангелами, славой и великолепием увенчал его. Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его» (Псалмы 8:6-7).
Человек веры не может найти еще один стих, который бы примирил это противоречие. Однако человек Галахи нашел этот третий стих — это Галаха. Хотя он тоже страдает от дуализма и душевного разрыва, он знает, как соединить обрывки нити: через понятие Галахи и Закона. … Всевышний дал человеку заповедь, и сам этот факт есть подтверждение ценности существования человека. Если человек перед Лицом Бога — это ничто, то заповеди — основа Галахи — теряют смысл. Не будет же Бог смеяться над своей Торой! Раз Он связал Себя с человеком и повелел ему выполнять Свои законы и уставы — значит. Он признает человеческое существование! … Человек, знающий свою задачу — соучастие в сотворении миров путем создания мира Галахи и реализации его в бытие, — отделен Богом с самого начала и призван стоять перед Ним. «Лучше было человеку не быть созданным, но раз он создан — пусть пересматривает пути свои» (Эрувин 136).

Однако даже тогда, когда человек веры рвется ввысь, в этом нет попытки совершенствовать свою личность, напротив, он жаждет соединиться с бесконечным и исчезнуть в нем. В отличие от человека веры, человек Галахи — выковывает свою реальную личность в этом мире. Известно высказывание Канта о том, что моральный закон дает человеку силу не терять своего «я» перед лицом грандиозной космической драмы.

Когда страх смерти мучил р.Хаима из Воложина, он погружался в изучение законов передачи нечистоты от мертвого, и эти занятия, требующие решения множества трудных и запутанных проблем, утишали волнения души и приносили радость.

Независимость интеллекта у человека Галахи доходит временами до высот, немыслимых в других религиях. В трактате Талмуда «Бава Меция» рассказывается, что в Небесной Академии разошлись Господь и Мудрецы в одном из признаков Определения проказы. Бог говорит: чист, а Мудрецы — нечист. Кто же рассудил их? — Раба бар Нахмани. Человек из плоти и крови решает спор между Мудрецами и самим Богом (Бава Меция 86а).
В Другом случае (Бава Меция 596), когда спорили р. Элиезер и Мудрецы о законах чистоты для сложного случая конструкции печи, раздался Голос с Неба и произнес: «Что вы спорите с р.Элиезером, по мнению которого всегда устанавливается Галаха?». Встал р. Иеhошуа и сказал: «Не на небе она» (Второзаконие 30:12). «Уже дана Тора на горе Синай, и мы не слушаем Голос Неба». Улыбнулся Бог и сказал: «Победили Меня дети Мои, победили».
Если пророк говорит: «Бог сообщил мне, что в таком-то законе Торы Галаха идет по мнению такого-то Мудреца», то это — пророк ложный, и его следует казнить, даже если он дал знамение, потому что он говорит против Торы, ведь там сказано: «Не на небе она». Трансцендентный человек — пророк — не имеет права вмешиваться в область Мудрецов — установление Галахи с помощью знаний и интеллекта.
Человек Галахи — властитель, самодержец в царстве ума и духа. Ему ничто не препятствует, все подчиняется ему. Сам Бог как бы передал ему бразды правления в Торе. «Сказал р. Иеhуда: когда собираются ангелы служения перед Богом и спрашивают: «Когда Новый Год, когда Судный День?» — Бог отвечает им: «Вы вопрошаете Меня?! Мы вместе спустимся в Земной суд и узнаем». Сказано в Торе: «Вот праздники Господни, которые вы назначите» (Левит 23:37). И сказал рабби Иеhуда: «Говорит Господь: когда у Меня не было Моего народа, Я говорил «праздники Господни», теперь же: «которые вы назначите» (Шмот Раба, Ваэтханан).
При даровании Торы на Синае человек Галахи был не просто получателем, а творцом миров, соучастником акта творения. Основа основ передаваемой из уст в уста традиции — это способность человека к внесению новых, творческих интерпретаций (Хиддуш). Моше, поднявшись на гору Синай, увидел, что Святой, да будет Он благословен, приписывает к буквам Торы венцы, чтобы дать возможность Мудрецам будущих поколений найти в них, с помощью их дара творческой интерпретации, новые смыслы и законы. Все, что скажет нового в будущем ученый-галахист, есть часть устной Торы.
«Человек может сказать новое слово в Торе, а ангел — нет, потому что Бог создал ангелов совершенными, они не нуждаются ни в каком усовершенствовании, а потому они и не могут расти и развиваться; человек же, в отличие от них, идет вперед, разум его крепнет. Поэтому Мудрецы внесли еще ограждающие законы, чего не было бы, если бы Тора была дана ангелам, — ведь в этом случае она была бы неизменной вовек и застыла бы в одном положении» (Комментарий «Руах Хаим» к трактату Авот).
Р. Хаим из Воложина, автор цитированных выше слов, посвятил первую главу своей книги «Нефеш hаХаим» разъяснению слов «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Бытие 1:27). Суть его взглядов — в том, что человек дает существование и жизнь мирам, которые выше его. Все трансцендентное бытие подчинено ему. Он строит высшие миры, возвышенные и внушающие трепет, и разрушает их. «Знай то, что выше тебя» — так обычно переводят слова трактата Авот (2:1). «Тебя» — мимха — можно перевести и иначе: «от тебя». «Знай: то, что выше — от тебя (мимха)» — так понимает эти слова р.Хаим. «Высшее — от тебя», оно существует благодаря человеку и его способности творить. «Знай, что высшее — оно от тебя!»

Comments are closed.