«Быть может, ты положила глаз на одного из учеников?»

This post was written by Синий Вечер on Июнь 18, 2015
Posted Under: ѓалаха,талмудическое

Известна история из Менахот, 44а, о блуднице и цицит:
(перевод этой истории и краткое изложение всего трактата Менахот, как и других трактатов Талмуда — здесь)
Но нас интересует:
Она тоже спустилась, села на полу и сказала: клянусь римской оградой , что не оставлю тебя, пока не скажешь, какой [изъян] ты во мне увидел!
Сказал он: клянусь служением в Храме, что не видел женщины красивее тебя. Однако есть одна заповедь, которую заповедал нам Бог наш – заповедь цицит, о которой дважды сказано: «Я – Господь, Бог ваш» : Я – тот, что в будущем взыщет с вас, и Я – тот, кто в будущем наградит вас. И вот, [кисти цицита] показались мне четырьмя свидетелями.
Сказала она: не оставлю тебя, пока не назовешь мне свое имя, свой город, имя учителя и дом учения, где ты учишь Тору!
Он написал и отдал ей. Поднялась и разделила имение на три части: треть – властям , треть – бедным, а треть взяла с собой, а еще – те ложа, пришла в дом учения рабби Хии, и сказала ему: учитель, прикажи, чтобы меня обратили.
Сказал он: дочь моя, быть может, ты положила глаз на одного из моих учеников?
Достала она записку и подала ему. Сказал он ей: иди и удостойся приобретения своего! Те самые ложа, что постелила ему для запретного, постелила ему для дозволенного.
(это другой перевод).

Но как же так? Ведь известно, что желание выйти замуж за еврея является причиной отказать в гиюре — так как это посторонний интерес! «Мужчина, сделавший гиюр из-за женщины, и женщина, сделавшая гиюр из-за мужчины, и тот, кто сделал гиюр, желая попасть за царский стол, и тот, кто сделал гиюр, желая (достичь такого же высокого положения, как) рабы Шломо – не геры, говорит р. Нехемья. А мудрецы говорят — если уже сделали гиюр, то геры» (Йевамот, 24б)

По-моему, решение противоречия простое. Та женщина заявила рабби Хии, что желает выйти замуж за ученика мудрецов. Не за простого еврея. То есть автоматически принять на себя сложнейшие ограничения хаверута, необыкновенно затрудняющие жизнь человека и крайне сужающие круг его общения. То есть — налицо желание выучить их и соблюдать. Просто ради брака такое не делают. Значит, намерения женщины принять иудаизм — искренние.

Comments are closed.