С урока Эли Хадада

This post was written by Синий Вечер on Июнь 17, 2015
Posted Under: Бемидбар

О том, что последовало за грехом разведчиков, т.е. об истории «маапилим», рассказано в Торе дважды:

Бемидбар 14:
(39) И пересказал Моше слова эти всем сынам Израиля, и народ весьма опечалился. (40) И встали они рано поутру, и поднялись к вершине горы, говоря: мы готовы взойти на то место, о котором говорил Г-сподь, ибо мы согрешили. (41) И сказал Моше: зачем вы преступаете веление Г-сподне, ведь это будет безуспешно. (42) Не взбирайтесь, ибо нет Г-спода среди вас, дабы не быть пораженными пред врагами вашими. (43) Ведь Амалекитяне и Кнаанеи там пред вами, и вы падете от меча, ибо вы на самом деле отступили от Г-спода, и Г-сподь не будет с вами. (44) Но они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Г-сподня и Моше не двинулись из стана. (45) И сошли Амалекитяне и Кнаанеи, жившие на горе той, и разбили их, и громили их вплоть до Хормы.

Дварим 1:
(41) И отвечали вы, и сказали мне: согрешили мы пред Г-сподом; мы пойдем и сразимся, как повелел нам Г-сподь, Б-г наш. И препоясались вы каждый бранным оружием своим, и дерзнули взойти на гору. (42) Но Г-сподь сказал мне: скажи им: «не всходите и не сражайтесь, потому что нет Меня среди вас, дабы не были вы поражены пред врагами вашими». (43) И я говорил вам, но вы не послушали и воспротивились повелению Г-сподню, и дерзнули взойти на гору. (44) И выступили Эморийцы, жившие на горе той, против вас, и преследовали вас, как делают пчелы, и поражали вас на Сэире до Хормы. (45) И возвратились вы, и плакали пред Г-сподом; но Г-сподь не услышал голоса вашего и не внял вам.

Основные отличия я выделил.
В чём разница? В обеих историях народ раскаивается в том, что не захотел идти в Страну, и пытается исправить ошибку. Но в Бемидбар Моше говорит: не идите, Бог запретил, значит, не получится. А в Дварим Моше молчит, и только когда Бог велит ему, передаёт людям: не идите, не получится.
В Дварим много говорится о войне, в Бемидбар — нет. В Дварим жители Страны выходят «против них», на битву, в Бемидбар — просто выходят и бьют безоружных.
В Бемидбар народ говорит: нам велели идти, мы не послушались, были наказаны, теперь исправляем. Моше говорит: поздно. Раскаяние не принимается. А в Дварим народ говорит: мы струсили, а теперь готовы воевать. И Моше колеблется: если всё дело в трусости и смелости, может, действительно получится? Бог говорит: нет, даже в этом случае раскаяние не принимается. Ходите по пустыне сорок лет, Я вам не доверяю.

Comments are closed.