Смысл обряда халицы

This post was written by Синий Вечер on Июнь 7, 2015
Posted Under: Дварим,талмудическое

Дварим, гл. 25
(5) Если братья жить будут вместе, и умрет один из них, а сына нет у него, то да не выходит жена умершего за человека чужого, вне семьи: деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и исполнит заповедь, возложенную на деверя. (6) И первенец, которого она родит, будет считаться сыном брата его умершего, чтобы не изгладилось имя его в Исраэйле. (7) Но если не захочет муж этот взять невестку свою, то пусть взойдет невестка его к воротам, к старейшинам, и скажет: «отказывается деверь мой восстановить брату своему имя в Исраэйле, не хочет он жениться на мне»; (8) И призовут его старейшины города его, и переговорят с ним; а если он настойчиво скажет: «не хочу взять ее», (9) То пусть подойдет к нему невестка его пред глазами старейшин и снимет башмак его с ноги его, и плюнет перед ним, и возгласит, и скажет: «так поступают с человеком, который не хочет восстановить дом брата своего». (10) И да назовут его в Исраэйле «дом разутого».

Во-первых, за что так позорить человека? Тора запрещает позорить людей!
Во-вторых, все возмущаются: как это, после смерти мужа вдова автоматически становится женой брата! Действительно, по Талмуду данный брак заключается простым совокуплением, причём — уникальный случай! — даже против воли женщины (если у данного деверя есть физические недостатки, вдова имеет право отказаться, но если нормальный мужик — нет). При том, что в остальных случаях воля невесты неуклонно требуется. Узаконенное изнасилование. Кошмар, что творится?
Дело в том, что рассуждая с точки зрения библейского общества, в этой ситуации — муж умер, не оставив потомства — перед нами бездетная вдова. Бездетная. А это позор в древнем мире. Кто ж её — вдову, да ещё бездетную — возьмёт? Есть также опасность, что её просто произведут в городские проститутки — «баба-неродиха». Поэтому она любой ценой стремится забеременеть, причём от родственника мужа (напомним, что в библейском мире женщина выходит замуж не за мужа, а за семью, см. историю Тамар).
Если же деверь не хочет, то разыгрывается целый спектакль. Скромная еврейская женщина сама идёт к судьям (в Талмуде много раз обсуждается, не позорит ли женщину её участие в открытом судебном процессе) и говорит: «Я желаю ребёнка от этой семьи, а вот этот гад не хочет мне его заводить!» Снимает с его ноги обувь (предположим, что это позорящий акт), плюёт בפניו (возможны два понимания — «в его лицо» и «перед его лицом») и все дружно говорят ему: Теперь твоё прозвище — Дом Разутого!
Тора официально переводит позор с неё на него. Теперь она свободна от позора и ничем не отличается от прочих вдов. Для своего времени — прогрессивное решение.

В эпоху Мишны и Талмуда оно уже не было столь прогрессивным. Женщина стала самостоятельнее, бездетность не была таким уж позором, «выход замуж за семью» исчез, поэтому левиратный брак был обусловлен мудрецами желанием именно исполнить эту заповедь Торы, а не просто поиметь красивую вдову брата (в этом случае, по одному из мнений, нарушается прямой запрет Торы на запретное совокупление). В итоге левират был вообще заменён халицой, а её позорящий смысл просто исчез с исчезновением его причин, Талмуд его уже не замечает.

Comments are closed.

Next Post: