Швуэс — самый «неудачливый» праздник?

This post was written by Синий Вечер on Май 7, 2015
Posted Under: Эмойр,Эмор

Канун Шабос главы «Эмойр»
19 ияра 5775 года / 8 мая 2015 г.

Через две недели мы будем отмечать Швуэс — праздник дарования Торы.

…Известный афоризм из кабалистической книги «Зоѓар» (глава «Бамидбор», 134) гласит: «Всем нужна удача, даже Свиткам Торы в синагоге». И это совершенно справедливо: некоторым Свиткам везет больше и их читают чаще, другие же лежат в арон-койдеш и используются редко. Они извлекаются на свет только тогда, когда есть необходимость читать по двум Свиткам Торы.

То же самое можно сказать о молитвах. Одни из них достаточно «удачливы» и читаются с особым вдохновением, даже несколько раз в день, а другие произносятся с трудом, просто чтобы прочитать их. В одной еврейской майсе рассказывается, что молитва Олейну лешабеях пожаловалась Всевышнему на то, что ее читают в самом конце, когда большинство людей уже покинули синагогу. Те же, кто еще находится в молельном зале, уже встали, складывают талесы и разговаривают между собой, и даже те, кто ее читают, делают это наспех, чтобы побыстрее отправиться на работу утром или вернуться домой вечером. И тогда Всевышний «вознаградил» Олейну тем, что установил, чтобы в Рош ѓаШоно и Йом-Кипур ее произносили в середине молитвы Мусаф с особым мотивом и вдохновением…

В нашей сегодняшней недельной главе «Эмойр», читая о еврейских праздниках, мы замечаем, что есть праздники с более удачной судьбой и с менее удачной. Каждый праздник имеет свою особую заповедь: Суккос — шалаш и четыре вида растений, Песах — маца, Рош ѓаШоно — шойфар, Йом-Кипур — пост. Даже Ханука и Пурим, несмотря на то, что являются праздниками, установленными еврейскими мудрецами, имеют свои особые мицвойс: ханукальные свечи и четыре заповеди Пурима. Существует только один праздник, который в наши дни не имеет особых заповедей, олицетворяющих его — это Швуэс. Заповедь о бикурим, упоминаемая в Торе, выполнялась только при Храме, тогда как другие перечисленные выше мицвойс исполняются во все времена. А то, что в Швуэс мы едим молочные продукты и всю ночь бодрствуем, изучая Тору, — это лишь обычаи.

Любавичский Ребе от имени рабби Леви-Ицхока из Бердичева на одном из фарбренгенов объясняет, почему праздник Швуэс называют Ацерес: «У каждого праздника есть два типа служения Творцу: исполнение заповедей, которые относятся к этому празднику, и действия, запрещенные в йом-тов (те же запреты, что и в Субботу, только разрешено приготовление пищи). Единственным исключением является праздник Швуэс, у которого есть только одна мицва — прекратить выполнять запрещенные в йом-тов действия, млохойс. Чтобы подчеркнуть эту особенность, мудрецы назвали его Ацерес — от глагола лаацор («прекращать, останавливать»).

Почему же празднику Швуэс так не повезло, что у него нет никаких особых заповедей, в результате чего он стал наименее знаменитым из всех праздников и наименее популярен среди народа Израиля в наши дни? И более того: читая текст нашей недельной главы, мы обнаруживаем две странности. Во-первых, он ни разу не назван своим именем Швуэс, как и именем, которым мы называем его — Праздник дарования Торы. Во-вторых, и это самое главное, для всех праздников установлена в Торе точная дата: Песах — четырнадцатый день первого месяца (нисон), Рош ѓаШоно — первый день седьмого месяца (тишрей), Йом-Кипур — десятый день седьмого месяца. А для Швуэс Тора не указывает точную дату, но велит евреям отсчитывать пятьдесят дней от Песаха и тогда праздновать (и не только Тора не называет точную дату, но даже Талмуд в трактате «Шабос» приводит спор между мудрецами, которые утверждали, что Десять заповедей были даны сынам Израиля шестого сивона, и рабби Йоси, который сказал, что это произошло седьмого).

Мы не находим ни в нашей недельной главе, ни где-либо еще в Торе указания, что Швуэс — это праздник дарования Торы. Встает вопрос: почему Тора не посвящает этому хотя бы несколько слов, разве это совсем не важно?!

Существует еще один праздник, связанный с Торой — Симхос-Тойре, который празднуется в честь окончания годичного цикла чтения Торы и начала нового цикла. И здесь мы сталкиваемся с тем же самым явлением: понятие Симхос-Тойре не появляется не только в Торе, но и в Талмуде. Это только обычай общины Израиля, но именно этот праздник отличается большей радостью, чем радость Суккос, праздника, отмечать который нам заповедала Тора.

Этому можно найти объяснение. Б‑г дал нам Тору и заповедал соблюдать все заповеди, однако Он не может приказать нам радоваться Торе. Радуемся мы Торе или нет, любим мы ее или нет — зависит только от нас. Празднование дарования Торы или окончания и начала годичного цикла чтения Торы должно исходить от нас. Нелогично предположить, что даруя Тору, Б‑г заповедал нам радоваться Его подарку. Представьте себе, что человек покупает подарок для своих детей, и потом заставляет их радоваться этому подарку. Одно из двух: либо подарок понравится детям, и они будут рады, а если нет, то не помогут никакие приказы. Или, например, человек потребует от своих детей организовать ему «сюрприз» на день рождения — звучит абсурдно, не так ли? Если дети любят своих родителей, они будут делать все по собственной инициативе, а если нет, то это будет выглядеть как принуждение, согласно знаменитому выражению: «Разве можно приказать любить?!»

Именно поэтому Симхос-Тойре — праздник, который исходит снизу от народа, а не по повелению сверху. Не дай Б‑г, если радость Торы была бы связана с приказом, а не с тем, что евреи действительно испытывают огромное счастье, читая и изучая Тору. То же самое можно сказать и относительно праздника Швуэс, который хотя и установлен Торой, как Хаг бикурим (Праздник первинок), но празднование в нем дарования Торы исходит от самого народа Израиля, который знает и ценит Тору как источник своей духовной жизни. Сказал рав Йосеф (Талмуд, трактат «Псохим», 68б): «Если бы не этот день дарования Торы — сколько людей по имени Йосеф есть на базаре?» (то есть, «благодаря дарованию Торы я отличаюсь от других людей»). Из этого следует, что дарование Торы индивидуально для каждого еврея.

И это должно вдохновлять и пробуждать невероятный энтузиазм, до такой степени, чтобы еврей не мог уснуть всю ночь перед дарованием Торы. В этом и заключается внутренний смысл обычая, по которому мы бодрствуем: перед столь волнующим событием «не то что мы не хотим спать — мы просто не можем заснуть».

Нам с вами важно понимать, что знание самой Торы наши дети могут получить от учителя в хедере и еврейских школах. Дети могут изучать Тору самостоятельно с помощью многочисленных комментариев и даже в Интернете! Однако подлинную большую радость, которая приходит вместе с Торой, веселье, которым полнится еврейское сердце после исполнения каждой из заповедей Торы, могут и должны дать ребенку только родители. Ибо знания, информацию можно получить в любом месте, но восхищение перед Песахом, духовный подъем в Йом-Кипур и радости Пурима впитываются с молоком матери и вдыхаются через атмосферу еврейского дома. Это не зависит от Б‑жественного приказа, а связано только с нашими действиями, как сказано: «Да воздаст тебе Г‑сподь за твой поступок, и да будет тебе воздано Г‑сподом, Б‑гом Израиля» (Рут, 2: 12).

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (975 КБ).

Comments are closed.