Рамбам и неустойчивое равновесие

This post was written by Синий Вечер on Март 19, 2015
Posted Under: Рамбам

Обсуждали со студентами «Законы раскаяния» Рамбама и обратили внимание на то, что он говорит о больших и меньших, более серьёзных и менее серьёзных грехах и заповедях, но при этом не упоминает большего и меньшего праведника и грешника. Или праведник, или грешник, или точно посередине. Зачем ему это надо? Ведь в талмудической литературе есть понятие «более праведный».
Мы предположили, что Рамбам хочет предотвратить такое мировоззрение: «я веду праведную жизнь, ещё одна заповедь мне мало что прибавит, а мороки с ней много, не буду исполнять», или «я и так злодей, одним нарушением больше-меньше, а сколько удовольствия!» То есть, как сказано в трактате «Авот», «сравнивать убыток от греха с выгодой от него и выгоду от заповеди с убытком от неё». (Там, правда, подразумевается, что награда за заповедь заведомо больше убытка). Он хочет другого: чтобы человек думал, что каждый его поступок может нарушить неустойчивое равновесие — его, всего народа и всего мира — и свалить всех на ту или другую сторону, ведь если ты упал из точки равновесия, неважно, насколько глубоко ты упал, а важно, что упал. При этом даже неважно, насколько весом этот поступок: в неустойчивом равновесии важна не величина нагрузки, а сам факт нагрузки. А понятие «большего и меньшего греха» нужно ему, как он сам говорит, чтобы любой человек, какой бы образ жизни он ни вёл, мог считать себя в неустойчивом равновесии. Рамбам хочет, чтобы человек жил в постоянном напряжении. У него это мировоззрение почерпнули Алтер ребе и ребе из Коцка.

Comments are closed.