Шабат, аспект «помни»

This post was written by Синий Вечер on Март 19, 2015
Posted Under: Без рубрики

С интуитивной точки зрения, важность «помнить» о шабате, т.е. делать его выделенным днем, освящать и отрешаться от обычных дел, более понятен. Поэтому в той или иной форме эта концепция проникла во все народы мира: раз в неделю люди стараются отдохнуть. Именно так я когда-то пришел к шабату еще в России: в четверг поздно вечером уезжал из города на дачу, где пребывал среди лесного покоя и тишины до субботы или воскресенья.

У нас же, хотя никто не отрицает эту часть заповеди, 99% вопросов и литературы посвящены аспекту «храни». Первое отличие ортодоксального еврея от светского, которое бросается в глаза в шабат — это несколько «странностей»: неиспользование электричества, отказ от дальних путешествий, нежелание ничего писать, ходить под зонтиком и пользоваться зажигалкой. Все эти вопросы активно обсуждаются, равно как и необходимый уровень строгости соблюдения. Что же касается аспекта «помни», то это как-то считается само собой разумеющимся, а в Израиле подкрепляется официальным выходным: никто и так не работает. Но помимо того, что ортодоксальный еврей не идет на свой завод, далеко не всегда очевидно, что человек и правда «зашабатился». Кто-то банально отсыпается после изнурительной недели. Кто-то, особенно руководители общин, активно хлопочет: вот этих гостей надо принять, этих размесить, этим накрыть на стол 3 раза в день, организовать лекцию, урок и т.д. Люди порой честно признаются, что в Шабат у них свободного времени меньше, чем обычно, что все расписано по часам. Но, простите, где же здесь покой, остановка повседевной суеты, предписанная заповедью «помни»? У типичных «светских» с этим аспектом чуть ли не лучше: выходной есть выходной, они и стараются как-то отдохнуть, переключиться.

У заповеди равно важны оба аспекта. Мне бы хотелось поставить вопрос: задумывается ли сегодня кто-либо в еврейском мире о балансе этих двух сторон Шабата, о важности также и аспекта «помни»? Если несколько утрировать, то кто в большей степени нарушает Шабат: тот, кто отрешился от всякой суеты и посвятил сутки чтению хороших книг, а также своей семье (например, поиграл с сыном и вышел с семьей на природу гулять), но при этом, страшно подумать, не отказался от дурной привычки курения, или же тот, кто даже не притронулся ни к одному мукце, но весь шабат бегает как сумасшедший: трапеза, гости, утром бегом на шахарит, трапеза, лекция, организация встречи шабата для общины, вымыть посуду, минха, трапеза, и так без остановки до заката?

Рав Ицхак рассказывает, как он соблюдал Шабат, продолжая работать в школе или на заводе. А именно, как он искусно уворачивался от необходимости что-либо писать или делать что-то другое запрещенное. Здесь вопросов нет: у него не было шансов посвятить Шабат Богу, но он делал то, что от него зависело, и тем самым освящал Его Имя. Но сегодня ситуация совсем другая. И как раз неевреи, как минимум некоторые христианские течения, стараются научиться отрешаться от суеты в Шабат (для них это важнее, чем «храни», ведь списка 39 млахот у них нет). А что у евреев?

Comments are closed.