Ещё о Торе и науке

This post was written by Синий Вечер on Март 15, 2015
Posted Under: еврейская философия

Как известно, возможны четыре принципиальных подхода к вопросу, есть ли противоречия между Торой и наукой (естествознанием), и если есть — что с этим делать.
1) То, что говорит Тора о естествознании — Божественная истина, а наука есть плод деятельности людей и ошибается.
2) То, что говорит наука — истина, потому что эксперименты и расчёты, а Тора — мракобесие и древность, и ошибается.
3) Можно так истолковать Тору, чтобы она как минимум не противоречила данным науки.
4) Наука и Тора вообще говорят о разном. Тора — не учебник физики, не поваренная книга и не поликлиника, и нам важно не столько что она говорит, сколько для чего. Она занимается целью, а наука — причинами.

Какое мнение выбрать? Нужно спросить авторитета. Только это должен быть человек, сведущий и в Торе, и в науке, а то получится «спор о вкусе устриц с теми, кто их ел» (с). Например: теоретик и практик медицины (личный врач великого везиря Египта, автор десятка медицинских трактатов), известный философ, и одновременно — крупнейший галахический авторитет с Талмуда до наших дней. То есть Рамбам.
Он написал кодекс практических законов и правил на все случаи жизни — «Мишне Тора». В начале его поставил «Законы об основах Торы». И в них пересказал — греческую теорию четырёх элементов, аристотелианское разграничение материи и формы и астрономическую систему Птоломея. Другими словами, первыми и основными среди религиозных законов он полагает принятые среди образованных людей научные положения.
Содержание самих положений неважно, главное, что для его времени это было последнее слово науки. В наше время он взял бы современные научные данные и общепринятые теории.
Практика основывается на науке, а вера — на знании. А как это согласуется с простым смыслом текста — вопрос герменевтики, а не практики. Об этом есть «Путеводитель заблудших», факультативное чтение. Вот что говорит специалист.

Comments are closed.