Отношение Торы к рабству

This post was written by Синий Вечер on Март 14, 2015
Posted Under: ѓалаха

Ответы на вопросы.

Прежде всего скажем, что Тора — то есть еврейская традиция — очень большая и разная. И диахронически, и синхронически в ней можно найти всё. То есть просто всё: гуманизм и экстремизм, устрожение и облегчение, эгоизм и альтруизм, универсализм и партикуляризм – нужно только поискать. Причина этого в том, что иудаизм – это не религия, это цивилизация (в смысле Тойнби), самодостаточная замкнутая культурная система. Клезмерская музыка (на самом деле балканская), герменевтика Танаха, еврейские корни Эйнштейна, комментарии к комментариям к комментариям к Талмуду, Яд ва-Шем, Зоѓар, мелодии чтения Торы в синагоге, одесский акцент и анекдот – всё это еврейская традиция. Именно поэтому иудаизм – это сильное, мощное орудие для совершенствования человека, народа, общества, человечества и мира. Нужно только уметь им пользоваться. Поэтому мне так жаль, когда люди вследствие недостаточного знакомства с источниками пытаются судить об иудаизме по Библии. Это всё равно что оценивать удобства жизни в небоскрёбе по фундаменту. Ведь последние книги Библии вошли в неё около 2300 лет назад, и с тех пор мы не сидели сложа руки и не повторяли заученное – мы думали, творили, ломали старое и строили новое, впитывали и приспосабливали, отвечали на вопросы времени и ставили ему свои вопросы. (Чтобы исправить это упущение, по крайней мере среди говорящих по-русски, мы и работаем уже тридцать лет – переводим, пишем, проводим уроки.) Мы не лучше других, мы не хуже других, как молоток не лучше и не хуже дрели. Мы один из инструментов в рабочем чемодане Бога.

Теперь дадим очень краткий и поверхностный обзор.
Начнём с Танаха. Праотцы были рабовладельцами (Берешит, 12:16 и пр.). Сара угнетала свою рабыню Ѓагар — беременную, и та убежала от неё и вернулась только по приказу ангела (Берешит, 16). Йосеф превратил в рабов всё население Египта (Берешит, 47), то есть создал тот самый «дом рабов», в котором потом страдали его потомки. Захватывая Кнаан и соседние страны, евреи обращали пленных в рабов.
Но: Пятикнижие – это первый законодательный документ древнего мира, признающий права рабов и требующий как минимум не жестокого отношения к ним. Согласно библейским законам, еврейка может быть рабыней, только если её продал отец в малолетстве, а хозяин купил её в качестве жены для себя или сына, а если он не взял её замуж, обязан отпустить; он не имеет право продать её представителю другого народа, у которого законы не такие (Шмот, 21: 7-11). Еврей, находящийся в рабстве у еврея (причины приводит Талмуд), выходит на свободу через шесть лет или по наступлении юбилейного года (Шмот, 21). Причём хозяин должен дать ему подарок на обзаведение (Дварим, 15:13-14). При этом Тора говорит: «помни, ты сам был рабом». Нееврейскому рабу такого не полагается, но он выходит на свободу, если хозяин нанёс ему тяжкое телесное повреждение (Шмот, 21:26-27). За убийство нееврейского раба хозяина «наказывают» (не сказано как, но важен принцип – Шмот, 21:20).
Книга Дварим говорит: «(16) Не выдавай раба господину его, когда он спасается у тебя от господина своего; (17) У тебя пусть живет он, в среде твоей, на месте, которое он выберет в каком-либо из городов твоих, где ему угодно; не притесняй его». (Дварим, 23).

Мишна и Талмуд делают применение закона о еврейке-рабыне практически невозможным, а еврея-раба превращают в крепостного, причём имеющего право на условия жизни никак не хуже, чем у хозяина: «если хорошо ему с тобой». Отношение к нееврейским рабам в среднем лучше, чем у соседей.
Говорится, что рабы все плохи по природе; что раб не зарабатывает даже столько, сколько проедает (Бава кама 97а), что для хозяина вредно, если раб простаивает (там же).
Сравни:
Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим
К делу его, за работу он сам не возьмется охотой:
Тягостный жребий печального рабства избрав человеку,
Лучшую доблестей в нем половину Зевес истребляет
(Одиссея, песнь 17)
«Освобождающий раба нарушает заповедь» – это утверждение неудивительно, поскольку рабы, добившиеся свободы, обычно шли в разбойники.
Однако: Любой раб, купленный евреем, должен согласиться исполнять заповеди – по крайней мере запретительные – и пройти обрезание. Если раб не соглашается, хозяин продаёт его, принуждать нельзя (Йевамот, 48а). Освобождённый раб автоматически становится евреем-гером. Есть одно свидетельство того, как хозяин-еврей унижает рабыню, но есть и несколько свидетельств того, как хозяева-мудрецы выражают восхищение тем, как раб знает ѓалаху, и даже сидят по его смерти траур: «хотя по рабам этого не делают, Тави был достойным (כשר) человеком» (Мишна Брахот, 2:6). Если раб наложил тфилин в присутствии хозяина и тот этому не воспрепятствовал, раб считается свободным (Гитин, 39б). Рабы гера, умершего без наследников, свободны. Раба нельзя продавать за границу страны Израиля (Мишна Гитин, 4:6) и нельзя продавать нееврею, ведь тот не позволит ему соблюдать заповеди (там же).
Само собой разумеется, что с библейских времён все рабы в хозяйстве еврея отдыхают в субботы и праздники.

После Талмуда: Шулхан арух признаёт возможность купить раба из царских пленных или из порабощённых царём (Йоре деа, 267:18), но при этом к нему нужно относиться как к работнику, а не как к рабу. Если же он дурного поведения, можно относиться к нему как к рабу.
Рамбам пишет в последнем параграфе Законов о рабах (9:8):
Можно заставлять раба тяжело работать, закон это позволяет. Но благочестие и мудрость предписывают человеку быть милосердным, не перегружать раба, не причинять ему страдания, кормить и поить его всем, что есть в доме. Прежние мудрецы угощали раба всеми блюдами трапезы и кормили его раньше, чем садились есть сами. Нельзя унижать раба ни действием, ни словом: он продан тебе для работы, а не для унижения. Нельзя кричать на раба, нужно всегда выслушивать его претензии. Ведь законы Торы праведны и милосердны по отношению ко всем, и свойство Бога – милосердие, а ведь мы обязаны уподобляться Ему.

Comments are closed.