Поиск суженой как урок служения Творцу

This post was written by Синий Вечер on Январь 15, 2015
Posted Under: Vaeira,Ваэра,Воэйро

Канун Шабос главы «Воэйро»
25 тейвеса 5775 года / 16 января 2015 г.

На днях у меня состоялась довольно долгая беседа с одним старым холостяком, который много лет ищет свою «вторую половину», но каждый раз находит в невесте те или иные недостатки, по которым отказывается жениться. В разговоре я спросил его: «А ты когда-нибудь пытался оценить положительные качества невесты, чтобы определить, почему она сможет стать тебе хорошей женой?» Он был несколько озадачен моим вопросом и, немного помолчав, ответил: «Все эти годы, встречаясь с девушками, я всегда замечал лишь то, что может создать проблемы в супружеской жизни. Я никогда не думал, какие достоинства я хочу найти в своей будущей жене…»

Какие же качества должен искать еврейский мужчина в своей будущей спутнице? На какие достоинства невесты рекомендует обращать внимание еврейская мораль в поисках женщины, с которой мы хотим прожить всю жизнь?

Мишна (трактат «Таанис») рассказывает: «Не было таких радостных дней у Израиля, как Ту беОв (15 ова) и Йом-Кипур». В Ту беОв дочери Иерусалима переодевались в взятые друг у друга белые одежды (чтобы не смущать неимущих) и водили хороводы в виноградниках с целью найти себе жениха. А юноши народа Израиля приходили туда на, так сказать, «кошерный мальчишник», чтобы встретить свою суженую. Именно так выглядел в древние времена обычай начинать сватовство для создания новых семей в среде народа Израиля.

Мишна разделяет девушек на три категории: красивые, знатные и добропорядочные (не очень красивые, но обладающие добрым сердцем и иными положительными чертами характера). Красавицы говорят: «Погляди на красоту!» На самом деле, им и не надо ничего говорить, чтобы убедить мужчин на них жениться. Это происходит само собой, благодаря тому, что их красота столь притягательна для мужского пола. Девушки из хорошей или богатой семьи (например, дочь мэра или уважаемого раввина) говорят: «Погляди на семью» — ты породнишься с хорошей семьей. А те девушки, которые не являются ни красивыми, ни родовитыми, говорят: «Загляни к нам в душу! Ты получишь жену с золотым сердцем, которая будет заботиться о тебе, и вы вместе создадите прекрасную семью!»

* * *

Можно сказать, что в нашей сегодняшней недельной главе «Воэйро» мы находим представительниц всех этих трех типов женщин, когда посреди рассказа о противостоянии с фараоном Тора знакомит нас с родословной Моше, перечисляя поименно всех его предков, начиная с нашего праотца Яакова.

Почему всякий раз, когда Тора рассказывает о происхождении, она упоминает только имена мужчин, говоря «такой-то сын такого-то»? Ведь мы знаем, что принадлежность к еврейству определяется по матери. Однако не следует забывать, что принадлежность к определенному колену и к категориям — коѓен, леви, исроэль — передается по отцовской линии. Поэтому обычно мы и читаем в такой ситуации только мужские имена.

В нашей недельной главе Тора единственный раз отступает от этого правила и называет имена жен трех мужчин: отца, сына и внука. Первый из них Амрам, отец Моше, о котором говорится, что он женился на Йохевед (благодаря этому мы знаем имя матери Моше). Второй — Аѓарон-первосвященник, сын Амрама и брат Моше. Тора рассказывает, что он женился на Элишеве, сестре Нахшона. И третий — Элазар, сын Аѓарона-первосвященника, внук Амрама. Тора говорит, что он женился на одной из «дочерей Путиэля» (он же Исро — см. «Таргум Йонатана бен Узиэля»).

Эти женщины представляют три типа, о которых говорилось выше. Жена Амрама Йохевед была главной повитухой в народе Израиля. Всем известно, что эта работа требует полной самоотдачи, а значит — отказа от личной жизни. Ведь помощь роженице может понадобиться в любое время дня и ночи, а каждая минута промедления может стоить человеческой жизни. Нигде не написано, что Йохевед была некрасива или неродовита, но известна она была, главным образом, благодаря своим добрым делам. И в этом состояло ее величие.

Аѓарон женился на Элишеве, рассказывает Тора и сразу же подчеркивает: ее величие в том, что она была дочерью Аминадава и сестрой Нахшона, который при переходе через Ям Суф первый прыгнул в море. И все они происходили из колена Йеѓуды — колена царей. Опять же, это не означает, не дай Б‑г, что у нее не было положительных качеств или она была уродиной. Тора считает нужным сообщить нам именно то, что она происходит из знатной и уважаемой семьи.

Обратимся к третьей паре. Элазар, сын Аѓарона, женился на одной из дочерей Исро. Моше также женился на дочери Исро — Ципоре, о которой говорится в Торе, что она была очень красивой женщиной (см. комментарий Раши на Бамидбор, 12: 1). Мы не знаем имени жены Элазара, лишь то, что она была из «дочерей Путиэля». Не исключено, что Тора называет Исро «Путиэлем» (на иврите это имя связано со словом «красота») для того, чтобы подчеркнуть, что его дочери были очень красивы, и в этом состояло их главное достоинство.

Таким образом, еврейская традиция утверждает, что наиболее важными качествами будущей супруги являются красота, родовитость и добродетельность. Если еврей находит в своей избраннице хотя бы одно из этих достоинств, то это уже является достаточно веским основанием для вступления с нею в брак. Если невеста обладает двумя из этих достоинств, то степень ее соответствия рангу «жены» очень высока. А обладательницы всех трех достоинств встречаются очень редко. Как говорится в хорошо известной пословице на идиш: «Альц инэйнем из нито ба кейнем — Всё вместе не встречается ни у кого».

…Рассказывают, что один еврей пришел к шадхену и сказал ему, что он хотел бы взять в жены женщину умную, красивую, добрую, из знатной и богатой семьи. В ответ шадхен спросил: «Вы хотите жениться на одной женщине или на пяти?»

В своих трудах Любавичский Ребе неоднократно подчеркивает, что Израиль «сочетался браком» с Творцом. Всевышний — это жених, а община Израиля — невеста. И мы должны снова и снова убеждать нашего «юношу» выбрать именно нас. Каждый еврей хочет стать избранником Б‑жьим, поэтому ему необходимо сделать все, чтобы быть причисленным к этим трем категориям достойных «невест». Первое достоинство — красота. Познавая Тору, еврей открывает для себя красоту иудаизма и становится красивым в глазах Всевышнего. Второе достоинство — доброе сердце и положительные черты характера. Для еврея это означает исполнение как можно большего числа заповедей и совершение многочисленных добрых дел.

Но есть одно достоинство, которое дается нам без особых усилий. Мы все «родовиты», ибо каждый еврей — потомок Авраѓама, Ицхока и Яакова. Следовательно, обладая этим качеством, мы можем не сомневаться, что Б‑г примет нас с любовью. И все же, стремясь к единению со Всевышним, мы должны постоянно совершенствовать хотя бы еще одно из двух других упомянутых достоинств…

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (900 КБ).

Comments are closed.