Не только финансы и экономика…

This post was written by Синий Вечер on Ноябрь 27, 2014
Posted Under: Vayeitzei,Ваеце,Вайейцей

Канун Шабос главы «Вайейцей»
6 кислева 5775 года / 28 ноября 2014 г.

Братья Натан и Исидор Штраус были одними из самых богатых и известных американских евреев, прославившихся на рубеже XIX–XX веков не столько своим состоянием, сколько общественной деятельностью и благотворительностью. Почти во всех начинаниях они были вместе. Вместе управляли торговой империей Macy’s, вместе отдыхали и путешествовали. Но если старший, Исидор, был больше занят общественными делами и даже стал на короткое время конгрессменом, то младший, Натан, посвятил себя филантропии и развитию здравоохранения. Создав на собственные деньги около трех сотен станций пастеризации молока в десятках городов США, он добился десятикратного снижения смертности среди грудных детей — позднее было подсчитано, что его старания спасли жизни почти полумиллиона американских младенцев! Именно благодаря своей деятельности Натан был направлен президентом США в 1911 году представлять страну на международном конгрессе по защите грудных детей, проходившем в Берлине, а на следующий год — на конгрессе по борьбе с детским туберкулезом в Риме. Братья отправились в Европу вместе, взяв с собой жен. Оказавшись в Риме, Натан, разделявший идеи сионизма, решил посетить и Палестину.

В то время Земля Израиля не была туристическим раем, как сегодня. Цветущая весенняя Палестина заворожила американцев своей природой и в то же время потрясла нищетой и неустроенностью. В ужасе смотрели братья на единоверцев, страдавших от болезней, голода, бедности, жадных чиновников турецкого правительства и набегов бедуинов…

Через неделю Исидор сломался. «Сколько еще верблюдов, лачуг и иешив ты хочешь мне показать?! — с раздражением обратился он к брату. — Нам пора домой!» Однако Натан неожиданно отказался уступать властному голосу старшего брата. Именно из-за увиденных трудностей ему захотелось остаться, чтобы понять, чем реально можно помочь.

— Мы должны задержаться еще, — запротестовал он. — Посмотри, как много работы здесь предстоит еще сделать. Им нужна наша помощь. У нас ведь есть на это средства. Не можем же мы отвернуться от нашего народа!

— Ну, так дадим им еще денег, — начал раздражаться брат. — А я хочу уехать отсюда! Наше место в Америке!

Но Натан прекрасно понимал, что одними деньгами здесь не обойтись. Живущим в тяжелых условиях палестинским евреям нужны были не столько деньги, сколько деловые навыки, инициатива, идеи — словом, все то, что отличало братьев Штраусов, одних из самых преуспевающих бизнесменов Америки.

Не договорившись, братья, в конце концов, решили разделиться. До возвращения домой, в Америку, Исидор с женой вернулся в Европу, чтобы завершить там свои дела. А Натан со своей женой остался в Палестине, обещав, что обязательно догонит брата в Лондоне. Отправив брата, Натан полностью окунулся в жизнь ишува (так называли тогда еврейское население Палестины). Он разъезжал по стране, жертвуя большие суммы денег на общинные нужды.

В конце марта пришла телеграмма от брата. Исидор писал, что забронировал билеты для всех на новом, фантастически красивом лайнере, отплывающем в начале апреля в Америку. Но Натан с женой едва успели бы на него, даже если бы покинули Палестину сразу по получении телеграммы. В Лондон они прибыли лишь через два дня после того, как лайнер с Исидором Штраусом и его женой на борту покинул порт. Это был не просто пароход, пересекавший Атлантику, а только что спущенный на воду, самый большой и известный в мире пассажирский лайнер, краса и гордость британского флота — «Титаник»… А три дня спустя Натан вместе с миллионами жителей планеты узнал страшную весть: столкнувшись с айсбергом, «Титаник» пошел ко дну. Среди погибших были и Исидор и Ида Штраус…

Убитый горем Натан, скорбя о брате, постоянно возвращался к мысли о том, что задержка в Палестине спасла его от смерти. Он вернулся в Страну Израиля, посвятив оставшиеся два десятилетия своей жизни возрождению еврейского государства. Вместе с женой Линой они основали школу для девочек, медицинские пункты помощи детям, естественно, взяв на себя все финансирование. Они вложили огромные суммы в борьбу с малярией, трахомой, легочными заболеваниями, в социальные программы для бедных. В итоге Натан Штраус пожертвовал на ишув две трети своего огромного состояния.

В 1928‑м, за три года до смерти, Натан Штраус узнал, что в песчаных дюнах к северу от Тель-Авива собираются заложить новый город. Он взял на себя финансирование проекта. В его честь город назвали Нетанией.

* * *

В нашей недельной главе «Вайейцей» описывается неудержимое желание Яакова вернуться в Ханаан. И, в конце концов, преодолев все трудности и препятствия, наш праотец действительно возвращается на свою родину.

Глава начинается с того, что Яаков покидает Беер-Шеву и направляется в Харан. Семь лет работал Яаков на Лавана, чтобы жениться на Рахели, но дядя не сдержал обещания и обманом женил его на Лее. Возмущенный Яаков потребовал от Лавана дать ему в жены Рахель, и тот согласился — но не раньше, чем зять пообещал отработать еще семь лет.

Итак, прошло четырнадцать лет, у Яакова родились одиннадцать сыновей и дочь, и он решил, что пора возвращаться домой к отцу. Он обращается к Лавану: «Отпусти меня, и пойду я на место мое и на землю мою» (Брейшис, 30: 25). Однако Лаван просит его остаться в Харане, ибо чувствует, что все его успехи в делах связаны с Яаковом. «Гадал я и знаю: благословил меня Г‑сподь ради тебя» (там же, стих 27). И объясняет Раши слова Лавана: «Гаданием я узнал, что обрел благословение благодаря тебе. Когда ты пришел сюда, у меня не было сыновей… Теперь есть». Яаков внял его просьбе и остался в Харане. Прошло еще шесть лет, и Яаков заметил, что отношение к нему родственников изменилось: «И услышал он речи сынов Лавана: «Забрал Яаков все, что у отца нашего, и из того, что у отца нашего, составил он все это богатство» (Брейшис, 31: 1). Они считали, что только благодаря Лавану Яаков достиг в Харане богатства и успеха.

Ситуация нам очень знакома, не правда ли?! Наши враги всегда утверждают, что все деньги, которые есть у еврея, он украл у неевреев. И хотя Лаван не сказал ему ни слова, Яаков заметил, что тот самый Лаван, который умолял его остаться и доверял ему свое материальное благосостояние, вдруг стал не очень приветлив с ним: «И увидел Яаков лицо Лавана, и вот он с ним не так, как вчера и третьего дня» (Брейшис, 31: 2). Яаков понял, что Харан — уже не то место, где ему стоит жить, и что он должен как можно скорее вернуться в Землю Израиля.

Из предыдущего опыта Яаков знал, что Лаван не позволит ему покинуть Харан и возведет на его пути многочисленные преграды. Так что он выждал удобный момент, когда Лаван уедет из дома, быстро собрался и отправился в дорогу вместе со всей своей большой семьей (согласитесь, не так просто убежать, когда ты должен увезти с собой четырех жен и двенадцать детей, вместе со всеми овцами и крупным рогатым скотом, которые были у Яакова). Через несколько дней, когда стало известно о бегстве Яакова, Лаван погнался за ним, смог его догнать и начал упрекать его, говоря: «Почему ты тайно бежал, и похитил ты у меня, и не поведал ты мне? Я отпустил бы тебя с радостью и пением, с тимпаном и с лирой» (Брейшис, 31: 27).

Подобную историю мы читали на прошлой неделе в главе «Тойлдойс». Ицхок поселился в Граре и с успехом занимался там рытьем колодцев и земледелием. Вот что говорит по этому поводу Тора: «И великим стал муж, и возвеличивался все больше, пока не стал чрезвычайно великим. И были у него стада мелкого скота и стада крупного скота, и хозяйство большое; и завидовать стали ему филистимлян» (Брейшис, 26: 13, 14). И Авимелех не постеснялся прогнать Ицхока: «Уходи от нас, ибо ты окреп у нас премного» (там же стих 16).

Ицхок ушел и стал жить в Беер-Шеве. И вдруг к нему приехал Авимелех с большой делегацией! Ицхок спрашивает их: «Почему вы пришли ко мне? Ведь вы меня ненавидели и отослали меня от себя!» (Брейшис, 26: 27). Еще одна знакомая ситуация! Сначала евреев просят приехать в страну, чтобы восстановить экономику, потому что все знают, что евреи обладают развитым умом и деловой хваткой. А когда они начинают слишком преуспевать, то им начинают завидовать и утверждают, что евреи сделали деньги на горбах местных жителей, и затем высылают их из страны. После нескольких лет отсутствия евреев экономика падает, и их опять зовут ее поднимать…

Двое моих родственников работают посланниками Любавичского Ребе в Китае, где законом разрешены пять религий, к которым иудаизм не относится. Следовательно, в этой стране запрещено жить в соответствии с нормами и правилами иудаизма и исполнять заповеди Торы. Вместе с тем, китайцы понимают, что евреи хорошие предприниматели, деловая инициатива которых пойдет на пользу их экономики. И для того, чтобы привлечь евреев в Китай, там дают разрешение посланникам Хабада на открытие синагог, кошерных ресторанов, микв и других религиозных учреждений. Однако лишь при условии, что всем этим будут пользоваться только туристы, а не местные жители. Теперь нас в Китае любят. Но что будет через несколько лет, когда тысячи евреев приедут туда жить?!

Из этого становится понятно, почему Лаван преследовал Яакова и почему Авимелех вернулся к Ицхоку, после того как изгнал его из своей страны. В ответ на упрек Ицхока Авимелех говорит: «Не раз видели мы, что был Г‑сподь с тобой» (Брейшис, 26: 28).

После того, как Ицхок покинул Грар, его жители заметили, что лишились высокодуховной личности, человека, который был для них моральным ориентиром, в присутствии которого другие чувствуют себя немного ближе к Б‑гу, больше людьми и меньше рабами золотого тельца. Духовность — это то, что все народы ищут у евреев.

Наше предназначение — жить в Харане и Граре, в США и Китае, в Украине и повсюду в мире. Но наша цель — не столько управлять финансами и укреплять экономику, сколько нести народам слово Б‑жье. Мы должны поведать им, что есть Владыка Вселенной, научить их доверять Ему, любить Его и трепетать перед Ним. Нам необходимо убедить их в том, что каждый человек, даже нееврей, должен молиться Всевышнему. Мы должны раскрыть перед ними понятие покаяния, чтобы они осознали, что «есть всевидящее око и всеслышащее ухо, и все людские поступки учтены на Небесах» («Пиркей овойс», 2: 1).

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (852 КБ).

Comments are closed.