Две истории о р.Мордехае Элияѓу

This post was written by Синий Вечер on Октябрь 22, 2014
Posted Under: рав Мордехай Элияѓу

В начале 90-х гг. главный сефардский раввин Израиля р.Элияѓу приезжал в Россию. В московской синагоге он встретил еврея, который накладывал тфилин… зелёного цвета. При рассмотрении оказалось, что это самодельные пластиковые коробочки, в которых были положены напечатанные тексты «Шма». Р.Элияѓу объяснил ему глубину его заблуждений. Тот огорчился: «а я благословения говорил, они были впустую, что ли?» Тогда р.Элияѓу сказал, что может только позавидовать тем благословениям, которые тот произносил.

Во время этого визита р.Элияѓу встречался с патриархом, чтобы попытаться повлиять на отношение православной церкви к евреям. А надо заметить, что р.Элияѓу чрезвычайно настороженно относился к крестам, не говоря уже о церквях: рассказывают, что однажды он не мог заснуть по неизвестной причине, пока не обнаружили, что сегодня для дома купили новое полотенце, произведённое в Швейцарии, и только когда с него спороли бирку с швейцарским флагом, он смог заснуть. Тем не менее он пошёл в резиденцию патриарха. Дверь в комнату для встречи была низкой, нужно было проходить, наклонившись, и р.Элияѓу зачем-то велел сопровождающим пройти в неё боком — а за дверью их ждал патриарх. Потом р.Элияѓу сказал сопровождавшим его: «Вы видите, если бы я не предусмотрел, мы склонили бы головы перед крестом».
Заранее готовясь к этому визиту, р.Элияѓу купил в Израиле красивую серебряную ханукию. Его помощник спросил: зачем? Увидишь, сказал рав. И не ошибся: на столе переговоров стояло большое распятие. Р.Элияѓу торжественно подарил патриарху ханукию, объяснив её ценность, высокую стоимость и историческое значение, и сопровождающий рава с полным правом снял со стола распятие и поставил ханукию.
Переговоры шли в основном об имуществе православной церкви в Израиле (тогда эти проблемы были ещё далеки от решения). Но р.Элияѓу настоял на том, чтобы сделать совместное заявление о необходимости уважения любой веры и взаимоуважения разных религий. Патриарх согласился. Р.Элияѓу предложил тут же сформулировать его, вытащил бумагу, патриарх согласился. Но воспротивился сопровождавший их посол Израиля: не стоит спешить, сделаем более официальный документ… «Сейчас или никогда», сказал ему рав. Посол всё же запротестовал — а через несколько дней патриарх не захотел ничего подписывать, рав оказался прав. Однако р.Элияѓу и патриарх всё же провели совместную пресс-конференцию о взаимоуважении разных религий.

***

Рав Йоав Малка преподавал в «Махон Меир». Ему предложили преподавать и в его женском отделении — «Махон Ора». Он колебался: вокруг будут девушки, это же соблазны, а я сам баал-тшува, у меня нет прочной моральной базы… Р.Давид Хай Коѓен, которого он слушался, сказал ему: «Проводи уроки, но не личные беседы». Но постепенно возникла необходимость в личных беседах. Некоторое время р.Малка их проводил, потом, засомневавшись в том, насколько это скромно и морально и устоит ли он перед соблазнами, пошёл к раву Элияѓу. Изложил ему проблему и свои опасения, и р.Элияѓу спросил:
«Ты успешно работаешь?»
«Это надо учениц спросить…»
«Нет, ты мне скажи: ты успешно работаешь?»
«Мне кажется, что да, но…»
«Тогда держись (титгабер)!»
Р.Малка продолжил работу. Через четыре года он услышал проповедь одного знаменитого рава, в которой тот всячески предостерегал от соблазнов, таящихся в преподавании женщинам. Смущённый р.Малка снова пришёл к раву Элияѓу, и только начал излагать, как рав стукнул по столу:
«Ты по-прежнему успешно работаешь?»
«Минуту, я ещё не изложил проблему…»
«Нет, ты по-прежнему успешно работаешь?»
«Вроде бы да, но…»
«Тогда держись!»
И р.Малка снова пошёл проводить личные беседы.

Comments are closed.