Арифметика и мораль — недельная глава Ки таво

This post was written by Синий Вечер on Сентябрь 12, 2014
Posted Under: Дварим

Йеѓуда Кослов из ешивы Бергена, Нью-Джерси, произвёл интересные подсчёты. В нашей недельной главе на горе Гризим располагаются колена Шимона, Леви, Йеѓуды, Иссахара, Йосефа и Биньямина, а остальные — на горе Эвал. В середине между горами располагались левиты, читавшие благословения и проклятия. Почему колена расположились именно так? И почему левиты были и на Гризим, и в середине?
Гемара говорит (Сота, 37а), что в середине находились «годные к служению». Раши к Сота, 37а отвечает: в середине были те левиты, которые могли носить ковчег (от 30 до 50 лет). Маѓарша — в середине были потомки Кеѓата.
Посчитаем по Раши. В начале сорокалетних странствий (Бемидбар, гл. 4) левитов от месяца и старше было 22300, из них от 30 до 50 лет — 8580, то есть 38,48%. В конце сорока лет (Бемидбар, 26:62) левитов было 23000. Если принять, что пропорция сохранялась, то от 30 до 50 было 8850, значит, на горе Гризим стояло 14150 левитов. Теперь, если сосчитать численность всех колен, стоявших на обеих горах, то на Гризим стояло 307 950 человек, а на Эваль — 307 930. Разница в 20 человек — на шестьсот тысяч!
По Маѓарша получается ещё лучше. В Бемидбар, гл. 3, говорится, что потомков Кеѓата было 8600, то есть 38,57%. В сороковом году это даёт 8871. Значит, на горе Гризим стояло 14219 левитов, а всего на Гризим было 307 929 человек, а на Эвал — 307 930. Разница в одного человека!
То есть Моше просто разделил народ максимально поровну.
И это распределение «для благословения» и «для проклятия» прекрасно иллюстрирует тезис Рамбама (Законы о раскаянии, 3:4): человек должен видеть себя постоянно балансирующим между обвинением и оправданием и знать, что любой его поступок может склонить чашу весов в ту или иную сторону.

Comments are closed.