О двух видах даров

This post was written by Синий Вечер on Август 21, 2014
Posted Under: r'eh,Ръэ,Ръэй

Канун Шабос главы «Ръэй»
26 ова 5774 года / 22 августа 2014 г.

Жил-был на свете бедный еврей, который в поте лица от зари до зари трудился в поле, едва зарабатывая на пропитание своей семьи. Но он никогда не жаловался, с благодарностью принимая ниспосланный ему удел. Творец, увидев честность и трудолюбие этого человека, решил вознаградить его. Однажды, когда бедняк работал на поле, явился ему араб. «Ты трудолюбивый, много и тяжело работающий человек, — сказал он. — Всемогущий решил одарить тебя богатством, которого хватит твоей семье на шесть лет. Когда ты хочешь получить это богатство, сейчас или позднее?» — «У меня нет времени для шуток», — ответил бедняк, продолжая работать.

На следующий день араб появился снова и вновь повторил предложенное накануне. «Я сказал тебе вчера, что занят и мне некогда шутить. Пожалуйста, оставь меня в покое», — снова ответил бедняк. Но когда пришелец появился на третий день, бедняк попросил его вернуться назавтра, сказав, что он хочет посоветоваться с женой. Придя домой, он рассказал ей, что странный посланник, сообщивший ему, что Б‑г хочет наградить их богатством, которого хватит на шесть лет, спрашивает, когда они готовы принять этот дар Небес. «Скажи, что мы хотели бы получить богатство сейчас, без промедления», — посоветовала жена. Бедняк последовал ее совету и на следующий день сообщил пришельцу их решение. «Наконец-то, ты поступил верно, — сказал тот в ответ. — Возвращайся домой, там тебя уже ждет богатство».

Войдя в дом, бедняк услышал радостные крики детей. «Посмотрите, что мы нашли в песке!» — кричали дети, показывая родителям деревянную шкатулку, полную алмазов и золота.

Вся семья трепетно вознесла благодарственную молитву Творцу за то, что теперь они не будут знать нужды… «Минуточку! — охладила мать их пыл. — Это богатство мы получили от Создателя мира, часть его мы должны пожертвовать на благотворительность для поддержки бедных и нуждающихся в нашем городе». И она попросила сына принести расходную книгу, сказав, что каждый день будет записывать в нее суммы, выделяемые на благотворительность.

Шесть лет пролетели в трудах и заботах, и араб явился снова (теперь-то еврей уже понимал, что на самом деле это был пророк Элияѓу): «Шесть лет прошло с тех пор, как мы встречались, пора вернуть полученное». — «Прежде чем принять богатство я советовался со своей женой, поэтому я хотел бы посоветоваться с ней снова. Пожалуйста, приходите завтра», — попросил еврей.

Назавтра его жена вручила Элияѓу книгу, в которой были записаны все акты благотворительности за прошедшие годы, со словами: «Если вы знаете людей, умеющих лучше распорядиться богатством, чем мы, отдайте его им!» Пророк прочитал записи и сказал: «Действительно, вы нашли достойное применение полученным деньгам. Вы покупали еду для голодных, одежду для бедных и открыли двери своего дома для гостей! Поэтому вы не только освобождаетесь от возврата долга, но Всевышний умножит ваше богатство в несколько раз!» И так оно и было. Эта семья продолжала жить в богатстве и помогать нуждающимся еще долгие годы…

Последний раздел нашей сегодняшней недельной главы «Ръэй» рассказывает о заповедях, связанных с тремя праздниками — Песах, Швуэс и Суккос. Тора пишет о том, что когда еврейский паломник поднимается к Храму, он должен принести свои жертвы на благотворительность. Об этом сказано дважды. Сначала: «И соверши праздник седмиц Г‑споду, Б‑гу твоему, с данью доброхотного дара твоей руки, какую ты дашь, как благословит тебя Г‑сподь, Б‑г твой» (Дворим, 16: 10). И еще раз — через несколько стихов: «И не должно явиться пред Г‑сподом с пустыми руками. Каждый по дару своей руки, по благословению Господа, Б‑га твоего, какое Он дал тебе» (там же, стихи 16, 17).

На первый взгляд содержание этих двух стихов равнозначно: Тора предписывает человеку отдать часть своих денег Б‑гу. Однако при более глубоком рассмотрении мы заметим разницу между стихами. Первый стих называет приношение человека недова — «подаяние», «доброхотный дар», в то время как второй стих употребляет слово матона — «подарок», «дар своей руки». В чем разница между этими двумя понятиями?

В первом благословении после еды мы называем Всевышнего Царем Вселенной, «Который питает и обеспечивает всех и творит добро каждому». Б‑г кормит и содержит все творения, в том числе и бедных. Однако Он не кормит их непосредственно со Своей ладони, но делает это через богатых. Б‑г дает им большие суммы денег, но часть этих средств на самом деле — для бедных. Всевышний использует богатых в качестве Своих поверенных, доверяя им эти средства с условием, что они будут передавать их бедным.

Когда богатый дает пожертвование на благотворительность для бедных, для еврейской школы или общества милосердия, вы не можете назвать этот вклад недова — добровольным даром. Дающий не столько делает одолжение или жертвует, сколько восстанавливает своим даром справедливость: помощь нуждающимся — не добровольный акт милосердия, а дело долга. Поступая так, человек лишь исполняет свои обязанности, действуя справедливо и избегая греховного поведения.

Богатый должен знать, что его состояние не принадлежит ему полностью, эти средства даны ему на «сохранение». Поэтому, даже если он по своему характеру лишен добросердечия и не отличается особой щедростью, и даже если, не дай Б‑г, он жесток и скуп по своей природе, но если он честный и порядочный человек, то он не станет пользоваться чужими деньгами, вверенными ему на хранение. Таким образом, цдока для богатого — это не добровольный дар, а всего лишь передача средств тем, кому они на самом деле принадлежат (но необходимо подчеркнуть, что богатый, совершая благотворительное пожертвование, должен делать это любезно, мягко, с улыбкой на устах, создавая отношение к этому пожертвованию как к «подарку», «дару своей руки»).

Талмуд (трактат «Бава басра», 53а) говорит: «Человек, который дарит подарок, должен делать это с хорошим выражением лица». Человек, берущий цдоку, зачастую стыдится свой бедности и, делать пожертвование нужно так, чтобы не ущемить чувство собственного достоинства берущего. Недостаточно просто дать деньги; нужно делать это от всего сердца, «с хорошим выражением лица», а не поневоле или, не дай Б‑г, с огорчением. Только тогда вознаграждение, полученное дающим от Творца, будет более щедрым: когда Всевышний увидит, что человек честно и преданно хранит доверенное ему достояние и правильно им распоряжается, то и Он воздаст ему по заслугам «с хорошим выражением лица». Как сказано в Талмуде (трактат «Бава басра», 9б) «Дающий копейку бедняку — благословен шестью благословениями, а утешающий (который дает милостыню, успокаивая бедных и создавая у них приятное ощущение) — благословен одиннадцатью благословениями».

Но человек, не наделенный Свыше особым богатством, может подумать, что средства, которые Б‑г дал ему, предназначены на его личные расходы, для его семьи, так что он не обязан выделять из них деньги на цдоку. Да и богатый может утверждать, что хотя он и получил деньги, чтобы отдать их на благотворительность, они, несмотря на это, — его достояние. Более того, у него есть доказательства, что эти средства являются его согласно Ѓалохе. Ведь он может использовать их, например, на женитьбу — для «приобретения» жены (известно, что свадебный обряд кидушин является по сути именно процедурой приобретения).

Поэтому Тора повелевает давать цдоку как «добровольный дар», недова. Даже если вы не обязаны давать милостыню, вы еврей, а все евреи должны быть щедрыми. Даже если Б‑г не передал средства бедных вам, все равно дайте пожертвование — как дань вашего сердца. Ведь вы — потомок Авраѓама-авину, которого Талмуд (трактат «Хагига», 3а) называет «щедрым». Готовность к оказанию помощи — отличительный признак потомства Авраѓама, о котором говорит Всевышний: «Избрал Я его для того, чтобы он заповедал потомкам своим… творить добро и справедливость» (Брейшис, 18: 19). Будьте и вы такими же щедрыми, как ваш праотец! Жертвуйте на благотворительность, как акт милосердия!

Порядок расположения вышеупомянутых стихов в Торе таков, что сначала говорится о пожертвовании как «добровольном даре», а затем оно называется «подарком». Тора хочет сказать нам, что во втором стихе говорится о результате и вознаграждении за действие, описанное в первом. Когда еврей выполняет повеление Небес о «добровольном даре», когда он, независимо от уровня благосостояния, дает пожертвования для бедных и на другие благотворительные цели, щедро дает цдоку «левиту, пришельцу, сироте и вдове», даже больше, чем он мог бы давать, тогда Б‑г гарантирует этому еврею достижение состояния, когда он сможет давать подаяние как подарок. Цдока подается обездоленным, потому что они нуждаются в помощи. Подаяние дается человеком из чувства сострадания к ближнему. Подарки делаются совсем из других побуждений. Как объясняет Талмуд, подарок подразумевает, что сам акт дарения приносит дарящему радость и удовлетворение. Подарком дарящий выражает получающему свою признательность за доставленное удовольствие сделать ближнему что-то хорошее. Это чувство рождается у человека, когда он понимает, что только благодаря бедным людям он может исполнить эту великую мицву, которая по значению равна всем остальным заповедям!

В заслугу за пожертвования, данные от щедрости душевной, еврей удостоится двойного благословения. Во-первых, он получит еще большее богатство — Всевышний доверит ему еще больше денег бедняков. Во-вторых, у него проявятся добродетели, желание делать пожертвования по доброй воле, одаривать подарками, и делать это с радостью. И обещает пророк от Имени Всевышнего, что народ Израиля будет освобожден из этого, последнего, изгнания только за исполнение заповеди о цдоке. «Сион правосудием будет искуплен, а возвращающиеся в него — милосердием» (Ишаяѓу, 1: 27).

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (840 КБ).

Comments are closed.