Первый шаг к свободе

This post was written by Синий Вечер on Апрель 10, 2014
Posted Under: Pesach,Песах

Канун Шабос главы «Ахарей мойс»
11 нисона 5774 года / 11 апреля 2014 г.

После того, как душа рабби Яакова-Ицхока ѓаЛеви Горовица (Провидца из Люблина) покинула этот мир, его сын, праведник рабби Йосеф, получил свою долю наследства: субботние шелковые одежды и гартл (пояс, который надевают во время молитвы), а также часы, которые всегда висели в кабинете отца.

На обратном пути рабби Йосефа застал в дороге сильный ливень, и он вынужден был остановиться переждать непогоду в ближайшем местечке. Дожди продолжались несколько дней. Когда они прекратились, и можно было отправляться в путь, хозяин потребовал плату за постой. «У меня нет наличных денег, — сказал рабби Йосеф, — но я везу с собой ценные вещи». Он достал из сумки полученное в наследство добро и предложил хозяину выбрать из него ту вещь, которая соответствует запрашиваемой сумме. Не зная, что выбрать, хозяин позвал жену, чтобы посоветоваться, и та сказала: «Одежда и пояс нам не нужны, а вот часы пригодятся, чтобы каждое утро узнавать время для дойки коровы». И они взяли часы в счет долга.

С того дня прошло немало времени, и однажды рабби Иссахар-Дов-Бер из Радошиц по прозвищу «Святой дедушка из Радошиц» проезжал через это местечко и ввиду позднего часа решил переночевать в доме того самого еврея. Хозяин отвел ему комнату, где висели часы Провидца из Люблина. Всю ночь ребе из Радошиц не сомкнул глаз. Радостно приплясывая, он ходил взад и вперед по своей комнате. Наутро хозяин спросил его: «Почему вы не спали всю ночь и чему так радовались?» В ответ ребе из Радошиц спросил: «Скажи мне, где ты взял эти часы?» — «Я получил их за постой от человека, у которого не было денег, чтобы расплатиться». Тогда рабби Иссахар-Дов-Бер сказал: «Когда я услышал бой этих часов, то сразу почувствовал, что они принадлежали нашему святому ребе из Люблина. Обычно перезвон часов сообщает их владельцу, что жизнь его сокращается — секунда за секундой, и этот звук рождает печаль в сердце человека. А часы ребе из Люблина звонят радостно и сообщают нам, что мы стали еще на миг ближе к приходу Мошиаха. Вот почему я так и не смог заснуть этой ночью».

…Песах — это не только первый из шалош реголим («праздников восхождения [в Храм]»), но и родоначальник всех еврейских праздников, как сказано: «Я Г‑сподь, Б‑г твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Шмойс, 20: 2). Исход евреев из Египта был первым шагом на пути к получению Торы на Швуэс у горы Синай. Суккос мы тоже празднуем в память об Исходе, ибо сказано: «Чтобы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израиля, когда выводил их из земли Египетской» (Ваикро, 23: 43).

Песах символизирует «время нашей свободы». Это праздник, в который сыны Израиля вышли из рабства на свободу и стали еврейским народом. Тора говорит об этом так: «Творило ли божество чудеса, чтобы прийти и взять себе племя из среды племени испытаниями, знамениями и чудесами, и войной, и рукою крепкой, и десницей простертой, и великими делами грозными, — во всем, как сделал для вас Г‑сподь, Б‑г ваш, в Египте на твоих глазах?» (Дворим, 4: 34). Выражение «племя из среды племени» определяет истинный смысл Исхода из Египта. Оно имеет двойной значение: с одной стороны, это отражает тот факт, что евреи в Египте были отдельным «племенем» — народом; они говорили на своем языке, жили на своей земле (земле Гошен), сохранили имена, особенности одежды и уклада жизни. С другой стороны, они были «из среды племени» — сыны Израилевы были под игом другого народа и полностью зависели от него.

Еврейские мудрецы сравнивают эту ситуацию с положением плода в утробе матери. С одной стороны, эмбрион уже человек — у него есть голова, руки, ноги и все необходимые для жизни органы. Однако он не живет самостоятельной жизнью, так как полностью зависит от матери (Талмуд, трактат «Санѓедрин», 81б). Таково было положение сынов Израиля в Египте. С одной стороны, они были особой группой — народом, но, с другой стороны, находились в полной зависимости от египтян, так что даже казалось, что они поклоняются египетским идолам.

Путь к свободе и спасению проходил через «перерезание пуповины», соединяющей евреев с Египтом — совершение пасхального жертвоприношения. Сынам Израиля было велено взять ягненка, египетского идола, зарезать его и съесть: «Выведите и возьмите себе из мелкого скота для ваших семейств и заколите жертву пасхальную» (Шмойс, 12: 21). Принесение в жертву идола, которому поклонялись египтяне, укрепило силу духа народа Израиля и стало первым шагом к освобождению от связи с египетским народом.

И в этом заключается вечный смысл выхода на свободу. Человек может считать себя совершенно независимым и абсолютно свободным. На первый взгляд ему кажется: так как у него есть свой собственный ум и желания, он действительно ни от кого не зависит. Но при более глубоком рассмотрении выясняется, что человек тесно связан со средой своего обитания. На самом деле он раб — своего окружения, неевреев, среди которых живет, раб мнения большинства… Но хуже всего то, что ему кажется, что в этом и заключается смысл свободы!

Песах дает нам силы понять, что такое истинная свобода и что нужно делать, чтобы ее обрести. Первый шаг — принести в жертву «идолов», которым, может быть, бессознательно человек поклоняется. Надо покончить с зависимостью от привилегий этого мира, его правил и мирских искушений. Мы должны прийти к пониманию истины, что «мы рабы Б‑жьи», а не рабы рабов, и только тогда мы начнем быть самими собой.

Поздравляю вас с Песахом — праздником истинного освобождения!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (1,30 МБ).

Comments are closed.